Принцессовый мир: Какие уроки извлекают дети из мультфильмов

Мулан, Ариэль и Покахонтас и их влияние на девочек

26.07.2017

К двум-трем годам дети уже начинают использовать местоимения в мужском или женском роде и различают мужчин и женщин. А к семи годам маленькие мальчики и девочки уже знают, чего от них ждут согласно гендерной бинарной системе. Но многое из этого воспринимается на подсознательном уровне и навязывается поп-культурой. Несколько лет назад исследователи Гранадского университета проанализировали 621 персонажа в 163 мультиках, включая Monster High и Shin Chan. И обнаружили, что женщинам чаще всего отводятся второстепенные роли: подружек, матерей или компаньонок главных героев. Кроме того, испанские исследователи сделали вывод, что чаще всего женские персонажи изображаются одержимыми своим внешним видом и готовые угождать окружающим.

Принцессы с претензией на лидерство

Даже, если женский персонаж в мультике берет на себя роли лидера, это все равно преподносят с определенной долей ограничений. Пример? Та же Покахонтас из одноименного мультфильма 1995 года. Disney изображал ее как девушку, которой принцип «have it all» не известен. И в итоге индейской принцессе приходится выбирать между «общественной деятельностью и счастливой романтической жизнью».

Ученые тогда обнаружили, что во всех мультфильмах о диснеевских принцессах, снятых в период с 1989 по 1999 годы у мужских персонажей диалогов было в три раза больше, чем у женских. А американские лингвисты подсчитали, что мужчины говорят 68% времени в «Русалочке», 71% — в мультфильме «Красавица и чудовище», 90% — в «Аладдине» и 76% — в «Покахонтас». Ну а Ариэль, как вы помните, вообще предпочла стать немой ради мужчины.

И в отличие от фильмов о супергероях, которые используют свои суперсилы для помощи обществу, истории принцесс носили и носят частный характер. Но, конечно, Disney сделал огромный рывок вперед от пассивных Белоснежки и Золушки к ярким героиням вроде Мулан или сестер из хита 2013 года «Холодное сердце». Однако и здесь не обошлось без противоречивых смыслов. Мулан, китайская воительница, ведет за собой людей, которые считают, что она — юноша. Выходит, что для того, чтобы быть хорошим лидером, женщине необходимо выглядеть или действовать, как мужчина.

«Холодное сердце» — не типичный мультфильм для принцесс, здесь нет героев, летающих на драконах и спасающих нежных дам в замке, здесь одна сестра спасает другую. Но вот в чем загвоздка, главная героиня Эльза не может совладать со своими эмоциями и нервами, так что, несмотря на все ее добрые намерения, она действует ровным счетом наоборот и превращает свое царство в ледяной мир. Проще говоря, Эльзе как лидеру не хватает эмоционального интеллекта.

Уроки по лидерству

И какие уроки выносят из мультфильмов дети?

1. Лидерство — для мужчин.

2. Только те женщины — хорошие лидеры, которые ведут себя и выглядят как мужчины.

3. Успешная общественная жизнь мешает личному счастью женщин.

4. Эмоции мешают женщинам думать рационально.

И не удивительно, что уроки, которые мы усвоили с детства благодаря таким стереотипам, показанным в мультиках, мы затем транслируем во взрослой жизни каждый день. Конечно, кому-то может показаться, что это уже перегиб, ведь мультфильмы, кино — это же всего лишь развлечение, забава, игра. Да-да, но не совсем. В прошлом году ученые из Университета Бригама Янга провели опрос среди 198 мальчиков и девочек дошкольного возраста. Они обнаружили, что чем больше девочки причисляют себя к «культуре принцесс», тем чаще они транслируют стереотипное поведение, которое подразумевает, что красота, нежность и кротость — самые важные черты для женщины. Конечно, не нужно впадать из крайности в крайность, и здорово, когда девочка не только «играет в принцесс», но и мяч погонять готова, и строит замки из конструктора, и играет на барабанах или воображает себя ученой, астронавтом или пожарным. Точно так же, как и нет причин, почему бы мальчик не мог представлять себя супергероем, которым может сам себе приготовить обед и пропылесосить в своем супердоме.

Игрушки вне стереотипов

Этот месседж стал ключевым для рекламной кампании, запущенной сетью французских супермаркетов в 2015 году System U. Компания напоминала потребителям, что нет игрушек для мальчиков или девочек, есть просто игрушки. И клише были уничтожены, когда вовремя съемок рекламного ролика, в комнату полную игрушек завели детей. Маленькие девочки с таким же интересом рассматривали модели машинок, как и мальчики крутили в руках пупсиков. А в Швеции же, например, сеть магазинов Toys R Us заявила, что они не будут больше выпускать каталоги игрушек с разделением продукции на «для девочек» и «для мальчиков».

Но как бы то ни было, дети будут смотреть мультфильмы, разные, с разными моделями поведения, с разными стереотипами. И тут уже задача лежит на родителях — обговорить увиденное, рассказать, что принцесса — это только один из множества типов ролевых моделей, но есть еще и сильная Чудо-женщина или умная и справедливая Гермиона. А самое главное — взрослые должны убедиться, что делают все возможное для того, чтобы девочки не чувствовали, что будто бы их можно ценить и любить, только если они выглядят как красивые принцессы.

Источник: theconversation.com

— Читайте также: От Белоснежки до Эльзы: Из хижины гномов в ледовый дворец