Прописи и клеточки: Чему действительно стоит учить детей в школе

23 февраля, 2017

Для многих родителей, чьи дети ходят в начальную школу, очень актуален вопрос прописей и клеточек. Каллиграфический почерк и умение отступать от верха страницы, поля, соседней буквы являются в глазах многих учителей настолько важными навыками, что их приобретению в процессе обучения уделяется очень много времени. Слишком много — считают психологи и родители.

Известный детский психолог Людмила Петрановская в одной из своих статей утверждает, что увлечение педагогов, а за ними — и родителей, «красотой и порядком» в тетрадях в первые школьные годы противоречит возрастной психологии. Корни же этого явления следует искать в общей установке, распространяющейся на многие вопросы в воспитании: «Если сразу ребенка (не) приучишь, то так будет всегда». Многие родители слышали это: не приучай к кормлению по требованию, не приучай к рукам, приучай оформлять тетрадь правильно и так далее.

Немного здравого смысла

По мнению Петрановской, это очень узкое видение развития ребенка: если родители не начнут срочно принимать каких-то мер, то, как они считают, ребенок так и будет всегда требовать маминого присутствия, есть руками, играть в компьютерные игры. Но мы же не пускаем маленького ребенка одного через дорогу — мы даем ему руку. Зачем? Пусть сразу приучается переходить сам? То есть в этой педагогической позиции не хватает главного: здравого смысла. Нужно исходить из фазы развития ребенка. Если ему в определенной фазе нужно засыпать рядом с мамой, потому что монстры под кроватью для него абсолютно реальны, то родителям нужно это понимать. Что касается прописей и клеточек, всего этого идеального порядка в тетрадях, то это просто не в природе ребенка, не достигшего следующей фазы развития — в 10-11 лет синтетическое мышление уступает место аналитическому. Именно в этом возрасте многие дети любят коллекционировать, классифицировать, упорядочивать. Логично было бы «приучать к порядку» в тетрадях именно в этом возрасте, а не раньше, когда творчество и фантазия — главные в жизни детей. Ведь если за клеточки и исправления будут ругать, то ребенок усвоит, что форма важнее содержания.

Важнее прописей

Джоэль Уислер, мама, писательница и блогер из США, проанализировала «проблему проблемы» прописей. Она утверждает, что в современном мире писать прописными буквами взрослому человеку приходится в очень редких случаях: например, когда нужно поставить свою подпись.

Во многих других случаях использование письменных букв затрудняет чтение и тогда вас просят заполнять различные бланки печатными буквами. «Я читала, что письмо как действие очень важно для развития мозга и это прекрасно, но ученые говорят, что не нашли никаких доказательств того, что при этом важно то, как вы пишете: прописными или печатными буквами. Возможно, любители каллиграфии сочтут меня чудовищем, но я думаю, что во время школьных занятий дети могут посвятить намного больше времени другим действительно полезным вещам вместо прописей. А именно:

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Учиться писать грамотно

Давайте не будем спешить и убедимся, что дети умеют делать самое главное: читать и грамотно писать. Вам будет легче, что ваш ребенок пишет красивым почерком «висна, висилицца, опельсин»?

Играть в подвижные игры и заниматься спортом

Тогда они будут приходить домой уставшие, но счастливые. А это так много значит для родителей: утомленные физической активностью дети без нытья съедают все, что им подали на ужин, не капризничают из-за переизбытка энергии, не пререкаются о времени, когда нужно идти спать и не дерутся с братьями и сестрами.

Учиться медитировать

То есть регулировать свои эмоции, успокаиваться.

Творить

Любое творчество развивает и дарит удовольствие. Я бы приветствовала все виды креативных работ в школе, чтобы эти блестки, обрезки и потеки клея оставались в школе, а не валялись дома, когда мы лихорадочно сооружаем очередную «поделку» на завтра.

Заниматься экспериментами

Рядом с «поделками» стоят проекты по природоведению, которые нужно делать дома. Вы знаете, что без помощи взрослого, без его пота и крови, ни один такой проект не был бы завершен. И чему научился ребенок? Ничему. Так пусть он готовит его сам, под руководством преподавателя, в школе. Это намного эффективнее.

Учиться дружить

Пусть дети в школе учатся, как дружить, как строить отношения. Разве это не одно из главных умений взрослой жизни?

 Учить историю

А вот это для того, чтобы некоторые ее самые страшные эпизоды не повторялись из-за того, что кто-то не в курсе главных ошибок человечества.

Вот, собственно, и все. А еще, если дети не научатся красиво писать прописью, то они не смогут подделать мою подпись в дневнике. Зато вместо этого они полюбят школу, потому что это место, где они творят, дружат и играют.

— Читайте также: Агенти освітніх змін: Українські вчителі, що надихають