Рейтинг эффективности: Как гендерные предубеждения влияют на оценку работы

Итоги исследования в Гарварде

Во многих крупных компаниях, наверняка и в вашей тоже, проводятся ежегодные отчеты эффективности, когда сотрудники анализируют работу как друг друга, так и руководителя, и наоборот, а HR-отдел анализирует данные в надежде добиться лучшей эффективности. Профессор экономики из Гарвардской школы права Паола Секки-Димельо проанализировала такие отчеты на предмет гендерных предубеждений и выяснила, что достижения женщин не оценивают по достоинству.

Анализ ежегодных отчетов индивидуальной эффективности показывает – женщины в 1,4 раза чаще получают негативные отзывы о своей работе, чем мужчины. Это происходит потому, что в таких отчетах подход часто субъективный, и это «открывает дверь» для гендерных предубеждений. Типичными в отчетах являются утверждения вроде «Он более эффективен и независим, чем она в работе с клиентами» или «Я знаю, этот проект дался ей тяжело».

Двойные стандарты

Я обнаружила, что эти предубеждения ведут к двойным стандартам – одну и ту же ситуацию рассматривают в позитивном или негативном ключе, и все зависит от пола сотрудника. Например, в одном из отчетов менеджер написал: «Хейди стесняется, оказываясь с клиентами, ей нужно больше уверенности в себе». Хотя описывая такую же ситуацию, этот менеджер написал о коллеге-мужчине: «Джим нуждается в развитии навыков работы с клиентами». Или же в отношении женщин употребляют выражения «паралич мышления», в то время как у мужчин это «осторожная задумчивость». Нет нужды говорить, что подобные двойные стандарты влияют на возможности карьерного роста женщин.

Мои данные также показывают, что женщины получают меньше конструктивной критики, которая дает им возможности для развития. Также если женщина эффективна в работе, то ее успехи приписывают удаче, везению и усидчивости, а не ее компетентности и навыкам.

Новые инструменты коммуникации

Хорошие новости заключаются в том, что эту систему можно исправить, используя более объективные критерии и другие методы получения отзывов. Мои полевые эксперименты в компаниях в сфере услуг показали, что инструменты коммуникации в режиме реального времени, немедленная реакция коллег, руководства, клиентов, причем каждую неделю, а не раз в году, имеют радикально иные результаты для женщин.

Еще одна выгода такого частого сбора данных – это четкое различение разных стилей руководства. Многие исследования показывают, что у женщин и мужчин стили лидерства различаются. В частности, женщины более склонны к работе в команде, к сотрудничеству, чем их коллеги-мужчины.

С первого взгляда кажется, что частые отчеты эффективности займут много ресурсов, однако это не так – за неделю нужно написать от двух до шести отчетов, каждый из них занимает 15 минут.

Преимущества еженедельных отчетов эффективности:

  • Объективные данные, которые показывают широкий взгляд на эффективность сотрудника. Более того, они открывают детали, которых вы раньше не знали – насколько постоянной является эффективность сотрудника: как она растет или падает на протяжении года, как сотрудники реагируют на критику, их сильные и слабые места.
  • Зная, в каком направлении стоить развиваться сотруднику, вы можете дать ему именно ту поддержку, в которой он нуждается.
  • Также они получают реальные отзывы о конкретной работе, а не общие абстрактные впечатления от своего руководителя или коллег в конце года, благодаря чему у них появляется отличный диагностический инструмент, позволяющий понять, какие навыки нужно развивать.

Источник: hbr.org

— Читайте также: Наперекор цифрам: Три работающие мамы о «женском вопросе»

Мы в Facebook