Рождество во время пандемии: Как изменился любимый праздник

Консьюмеризм или возвращение к нормальности?

Давайте откажемся от обычного взгляда на Рождество в этом году и попробуем рассмотреть его как маркер изменений, настигших мир в связи с пандемией коронавируса. Это ни плохо, ни хорошо — это реальность: многие потеряли работу, месяцами не видели друзей и родных, констатировали сокращение семейных бюджетов. Совершенно нетипичный год и нам нужно принять нетипичность этих зимних праздников. Отражается ли это на наших привычках, связанных с подарками и организацией праздников?

Вы не поверите, но консьюмеризм под Рождество осуждался еще во времена ранних христиан в Римской империи, утверждает Роберт Бэлк, который изучает культуру потребления в Йоркском Университете в Онтарио. Люди привыкли поощрять себя на Рождество за год упорного труда и, как в случае 2020 года, за период лишений — больших и маленьких. Делл ДеШант, профессор из Университета Южной Флориды, подчеркивает, что «Рождество возвращает нас в «нормальность» в терминах личной и культурной идентичности. Если мы не можем потреблять, то, в определенном смысле, мы маргинализованы — как в нашей культуре, так и в оценке самих себя». Покупая не только подарки, но и декор, праздничную еду, открытки, мы нормализуем для себя измененный пандемией мир и пытаемся доказать свою адекватность, успешность, нормальность. Рождество — не панацея против неуверенности. Это показатель изменений.

Бюджет праздников и подарки

Недавнее исследование агентства Kinetic изучало предпраздничные настроения потребителей. Половина опрошенных жителей Великобритании считает, что Рождество в этом году важно как никогда ранее. Среди респондентов в возрасте 18-34 лет такого мнения придерживаются около трех четвертей опрошенных. При этом, обеспокоенные финансовой нестабильностью, привнесенной пандемией, люди собираются урезать бюджет праздников. В США, например, в среднем семьи потратят на 7% денег меньше, чем раньше, примерно $1387 на семью.

Как же они планируют расходовать эти деньги? Так как в этом году в среднем люди сэкономили около 34% расходов на обычные путешествия и разного рода мероприятия вроде вечеринок, концертов и прочего, то деньги эти они намерены потратить на себя, любимых, а не на подарки другим людям. Себя утешить опрошенные собираются новой одеждой, мебелью и гаджетами для дома, в том числе всем тем, что поможет не скучать в следующие периоды локдаунов. Не удивительно, что прогнозируемый рост онлайн-рынка домашнего декора на период 2020-2024 составляет 13% с оборотом более $80 миллиардов.

Веселая толчея или online shopping?

В США, например, люди не очень настроены устраивать традиционные «гонки» за подарками по магазинам и бутикам. Большинство боится заразиться, в основном, из-за того, что другие не воспринимают вирус всерьез и не следуют рекомендациям соблюдать в магазинах социальную дистанцию. Если же все-таки кто-то собирается скупаться к праздникам в магазинах, то предпочтение отдается небольшим местным магазинам или рождественским базарчикам под открытым небом, а не торгово-развлекательным центрам.

Почти 60% потребителей в Великобритании совершают рождественские покупки в интернете. Тем не менее, их, и тех, кто решается все-таки податься в настоящий магазин, пугают задержки в доставке товаров, которые необходимо доставить в срок. Именно поэтому многие совершали онлайн-покупки к Рождеству с большим запасом времени: половина британцев заказали рождественские товары еще в конце октября-начале ноября.

Мы никак не можем дождаться окончания трудного года. К сожалению, много маленьких бизнесов, в том числе наши любимые магазины, где мы скупались к Рождеству раньше, закрыты. Несмотря на ту надежду, которую нам дает разработка вакцины, мы видим, насколько хрупкое положение у ритейла. Даже если потребители вновь обретут уверенность в своем экономическом положении, то, как и где они захотят тратить свои деньги, пока неясно, но это точно будет фундаментальным фактором для дальнейшего развития экономики.

 

Источник: visualcapitalist.com, theatlantic.com