«Розовое» программирование

Нужен ли будущей программистке компьютер со стразами?

розовое программирование
29.01.2016

circleСегодня много говорится о том, что нужно привлекать больше девочек в изучение программирования. Многие принимают эту задачу как призыв сделать программирование как можно более привлекательным для девочек. Для этого выбирается самый простой путь: в образовательных программах или ивентах по программированию для девочек подчеркивается «фактор мимими» и активно используется розовый цвет: для компьютеров, аксессуаров, в графике образовательных сайтов. Журналист Кэти Дюпер размышляет об этой новой тенденции.

«Розовый» маркетинг в действии

В 2013 году в США женщины составляли только 18% от общего количества выпускников колледжей по компьютерным специальностям. Для того, чтобы информатика стала привлекательной для девочек, которых традиционно учат тому, что математика и техника — это «мальчуковые» занятия и любить их не надо, мало раскрасить ее в розовый цвет. Идея «розовения» информатики исходит из привычных уже маркетинговых приемов для привлечения внимания женщин и девочек к определенным темам, товарам и услугам, к ненужному гендерному дифференцированию товаров, от игрушек до автомобилей, кстати, только за счет розового цвета эти товары могут стоить существенно дороже, чем мужские. В общем, «розовая» информатика — это своего рода технология «продажи». Розовый логотип образовательной программы по информатике для девочек говорит: «Ты — девочка, которая программирует», а не «Ты — программист».

Дальняя и ближняя «розовые» перспективы

Не все, конечно, видят в «розовой подсветке» сферы технологий негативный аспект. Особенно, если исходить из предположения, что это — начальный этап привлечения девочек в информатику: сегодняшним девочкам нравится розовое — используем это, чтобы сделать для них новое завтра. Но будут ли заинтересованы «розовые принцессы» в программировании как профессиональном выборе в этом мифическом завтра? Как долго будет длиться их интерес к предмету, если вокруг не будет розовых кнопочек и ноутбуков со стразами?

Эмили Рейд, руководитель проекта «Girls Who Code» говорит о том, что «не стоит надеяться на то, что стереотипы можно победить с помощью других стереотипов». Что может сработать, так это создание инклюзивного, интердисциплинарного и, по возможности, гендерно нейтрального пространства для обучения детей информатике. Именно так сделал этот проект и, как результат, 90% девочек, прошедших их курс, записались в школе и колледже на технические и научные дисциплины. «И нам не нужны розовые лэп-топы для этого!» — говорит Рейд.

С этой позицией не согласна Кимберли Брайант, основатель организации для афроамериканских девочек «Black Girls Code». Она говорит о том, что если женщинам в информатике не рады, то уж черным женщинам — и подавно. И если розовый цвет помогает создать атмосферу, в которой девушки чувствуют себя комфортно, то тем лучше. Кроме того, черная женщина-программист с розовым компьютером настолько провокационна в мужском и белом пространстве технологий, что это создает прецедент, дискуссию, подталкивает доминирующую группу к дискуссии и принятию «неодинаковости».

Девочка или программист?

Рейд отмечает, что все-таки «розовость» программирования не поможет культивированию стойкого интереса к информатике у девочек, но в социальном плане — да, имеет свой смысл. С этим связан еще один тренд, на котором построила свою концепцию «Black Girls Code» и конкурс Technovation. Все программы, которые разрабатывают на этих курсах девочки, направлены на решение социальных проблем местных общин. Забота — это качество традиционно приписываемое исключительно женщинам. Получается, что мальчики создают игры и приложения — чисто креативные продукты, а девочкам достается социальная роль «заботливых» программистов, в которой они могут быть, несмотря на модную «продвинутость» в информатике, все теми же «хорошими девочками».

Для гендерной проблемы индустрии технологий нет простых решений. Но если смотреть в корень этого вопроса, то станет ясно, что девочек в информатике мало, не потому что программирование «мальчуковое», а потому что девочек с самого начала не поощряют заниматься техникой и развивать техническое мышление. И розовой краской ничего тут не изменишь.

По материалам: mashable.com

- Читайте также: Женский голос в мужском клубе STEM