Женское обрезание: История одной борьбы

25 ноября, 2016

Женское обрезание — жестокий ритуал, практикующийся во многих странах третьего мира. В его результате частично или полностью удаляются внешние женские гениталии, часто он проводится на совсем маленьких девочках, но в ряде стран обычай предписывает проводить его на девочках, которые помнят боль и страх всю жизнь. Считается, что таким образом девочку готовят к супружеской жизни. Тем не менее все жертвы этого «обычая» имеют в последствии проблемы с репродуктивным здоровьем. Амината (имя изменено) из Мали эксклюзивно для WoMo рассказывает о своем опыте борьбы с жестокой «традицией».

Предыстория

Я родилась в Бамако, столице Мали. Мои родители — представители среднего класса, мне удалось получить образование в Мали, доучилась я во Франции, а с 2001 года я оказалась в Италии. Мой диплом надо было подтверждать, а на это нужны были средства, поэтому я начала работать в итальянской семье, помогая по хозяйству. И вот, почти случайно, я узнала о встрече, организованной Союзом итальянских женщин, которая была посвящена женскому обрезанию. Я пришла послушать и, если нужно, рассказать о своем видении проблемы. Основная мысль встречи была: «Это насилие, которое женщины производят над другими женщинами», мне эта позиция не нравилась и я сразу высказалась о том, что в моем случае я подверглась этому только из-за того, что мой отец настоял на этом. Я сказала, что, конечно, против женского обрезания, но мы по-разному видим проблему. В большинстве случаев родители не хотят, чтобы дочери страдали, но в Африке и на Ближнем Востоке издавна считается, что это готовит девушку к жизни с мужем. «Зная сегодня, что эта практика вредит женскому здоровью, мы должны отказаться от этой традиции», — сказала я. Я надеялась, что когда-нибудь открою в Бамако центр юридической помощи для женщин и детей. Даже моя дипломная работа называлась «Семейное насилие и его юридические последствия».

moolaade-2004-05-g1

Разница менталитетов

Через какое-то время я стала активно выступать на мероприятиях, организованных Союзом итальянских женщин, и говорить о проблеме женского обрезания. Скажу честно, я во многом изменила свои «умеренные» взгляды на проблему, получив достаточную информацию о том, насколько эта практика угрожает женскому здоровью. Один педиатр из Бамако рассказал на Всеафриканском конгрессе против женского обрезания о случае, когда одна женщина принесла в больницу маленькую дочь, у которой началось заражение крови, и не могла поверить врачам, которые говорили, что инфекцию ребенку занесли при обрезании. Мать, которой в свое время вынуждены были сделать при родах эпизиотомию — рассечение промежности из-за того, что ее влагалище было зашито, даже не подумала о том, насколько травматично то, чему она подвергла и свою дочь. Когда врачам удалось убедить ее, она в отчаянии заявила: «Я никогда больше не сделаю этого ни одной из моих дочерей!»

wuestenblume_film

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Проблема в том, что в Африке не только родители принимают решения в отношении своих детей. У нас семья включает всех дядюшек и тетушек, бабушек и племянниц. Поэтому вы можете быть сто раз против обрезания, но в один прекрасный день вы оставите дочь на попечение родственника, а вернувшись, узнаете, что ребенку сделали обрезание. И ничего не сможете поделать. Если случится что-то страшное, вы должны смириться — значит, такая судьба. В Мали, если девушка не вышла замуж — она живет в доме отца, если она развелась — снова возвращается в родительский дом. Ни одна женщина в Африке не может свободно принять решение не иметь детей. Дети — гордость женщины, а если у кого-то нет детей из-за проблем со здоровьем, они считаются несчастными и нереализованными. При этом у нас все ужасно боятся общественного порицания.

moolaade_big

Женское обрезание и полигамия

Тем не менее я хочу сказать, что есть тенденция к улучшению, если говорить о худших, более страшных практиках обрезания, то в подавляющем большинстве стран их больше не делают и даже не говорят о них. Я уверена, что и с удалением клитора — самой распространенной практикой в Африке, рано или поздно будет покончено, нужно только говорить об этом больше. Представьте себе, что многие женщины даже не связывают свои проблемы со здоровьем с нанесенными им увечьями, а это не только риск инфекций, это и отсутствие полового влечения, вагинальная сухость, болезненный половой акт. Я бы сказала, что женское обрезание — один из факторов, подпитывающих полигамию: мужчина не удовлетворен женой, которой больно и неприятно, поэтому он берет еще одну. Как реагируют на это женщины? Нужно сказать, что первая жена может согласиться или не согласиться на появление новой супруги. Обычно те, кто живет в городе, более образованные — против. Они хотят семью европейского образца. В деревне же женщина часто рада, что муж возьмет еще одну жену — наконец-то можно будет разделить с кем-то работу, которой у наших женщин очень много.

39504movie1

Возвращение в Мали

В Африке женщины занимают должности министров, прокуроров, адвокатов, преподавателей, врачей — те из них, кому удалось получить образование. Остальные занимаются мелкой коммерцией. У нас очень популярны группы женщин, которые по сути являются и кассами взаимопомощи и клубами по интересам, — более 80% женщин состоит в одной или нескольких таких группах. Нужно сказать, что теперь женское обрезание все чаще не практикуется в семьях с достаточным уровнем образования, но даже мне, при матери-медике и отце-адвокате не удалось избежать этого ритуала. Впрочем, это было 30 лет назад. Получив помощь от Союза итальянских женщин на открытие моего юридического центра в Бамако, я вернулась в Африку в полной уверенности, что достаточно все объяснить — и все поймут, что обрезание — это плохо. Должна сказать, что я встретила непонимание среди многих людей. «Это наши традиции!» — говорили они. Даже несмотря на то, что многие мусульманские теологи издали фетву, признающую женское обрезание грехом. И хотя широкая общественная кампания способствовала тому, что эту практику официально запретили в Египте и Эритрее (а 28 ноября 2012 ООН приняла резолюцию, запрещающую женское обрезание), к сожалению, в африканских деревнях, где у женщин нет доступа к информации о вреде этой практики, девочки продолжают страдать. Всего в мире сейчас около 200 миллионов женщин, каждый день страдающих из-за последствий этой жестокой практики. И работать нужно и дальше, чтобы прекратить это. Всем нам.

Фото: кадры из фильмов «Муладе» и «Цветок пустыни»о женском обрезании

— Читайте также: Акушерське насилля: Годі мовчати