Все еще 30 на 70: Почему в украинском бизнесе так мало женщин

10 декабря, 2018

Согласно исследованию delo.ua (ekonomila+) и информационно-аналитической платформы YouControl, среди всех топ-менеджеров в Украине только 30% женщины. Мы попросили у шести спикеров Get Business Festival 2018 прокомментировать такое положение вещей и предложить свой подход к решению проблемы.

Александра Алехина

кофаундер, UX/Product дизайнер Myhelix

Такое распределение сложилось в силу патриархальной культуры. В первую очередь, эту проблему нужно решать на законодательном уровне, устанавливать гендерные квоты для компаний, которые формируются. Это сейчас очень популярно в Штатах. А дальше сами женщины должны работать над собой. Искать свой голос, проявлять активность. А бизнес можно вести разными способами. Каждый может выбирать, каким лидером он хочет быть.

Ольга Ильюхина

маркетолог, автор проекта «Здорове харчування для дітей»

Знаю, что женщины обычно менее склонны к риску, поэтому для них особенно сложно начать свое дело. По той же причине женские бизнесы часто небольшого размера, точечные или региональные. Я прочувствовала это на собственном примере: мне было очень непросто решиться на уход из корпорации и создать свою компанию, поэтому я делала это постепенно, семь раз отмеряя» каждый шаг. Следующие шаги делать было легче, и в свой социальный проект «Здорове харчування для дітей» я вошла быстрее и нырнула в него с головой.

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Кстати, вдохновило меня на этот шаг посещение SHE Congress, где талантливые женщины рассказывали о своих успешных проектах и все было пропитано идеей Think big: мысли масштабно, не ограничивайся своей улицей, городом или страной, не бойся пробовать и ошибаться. Каждая женщина черпает смелость и вдохновение в разных источниках, поэтому важно найти свои, запастись поддержкой со стороны близких и понимающих людей и дерзать, потому что нет ничего невозможного!

Светлана Бовкун

сооснователь «Maker Faire Украина», консультант по нетворкингу, активист креативной экономики

В первую очередь, предпринимательницами становятся те, кто хочет ими стать. А чтобы захотеть, нужно иметь правильное мировоззрение, которое формируется в основном в детстве. Понимать, что можно стать кем угодно независимо от пола. Поэтому я верю в изменения в образовании, в постепенное избавление от фраз «это для мальчиков», как и «это для девочек». Объективно, это путь в несколько поколений.

Владимир Шевченко

совладелец Veterano Coffee, ветеран АТО

Я думаю, проблема в стереотипах, которые навязываются еще со школы. Девочек растят как домохозяек, а активную роль отводят мужчинам. Мальчики режут, девочки шьют, а то, что им это может быть не интересно, никого не волнует. Поэтому и начинать нужно с воспитания в школе, вводить обязательный курс предпринимательской деятельности, курс психологии. Нужно объяснять девочкам, что они могут быть кем угодно.

Антон Колумбет

сооснователь компании-производителя консервов I’mReady, ветеран АТО

Сложилось так, что у нас есть определенные культурные особенности, которые дают поведенческий паттерн. И в итоге получается, что большинство женщин просто не видят себя в предпринимательстве, потому что это дополнительная ответственность, головная боль, а дома муж, дети, собака и вообще на должности старшего специалиста тоже неплохо. Многим женщинам не хватает амбициозности. А те, у кого она есть, обгоняют мужчин.

Думаю, надо давать людям возможности, а они, в свою очередь, должны пользоваться этими возможностями. И дело не в том, мужчина это или женщина. Вообще сотрудников тяжело найти. Тех, который, когда у них что-то не получается, говорят об этом, а не просто перестают делать. Тех, которые хотят работать, а не отсиживаться и получать зарплату. Надо прививать желание добиться успеха. У нас нет понимания, что любая задача — это возможность, выполнив ее, ты можешь проявить себя. Независимо от того, какого ты пола.

Василий Ябрик

совладелец ООО «А.М.В. — Карпаты», ТМ «Крайна»

Меня удивляет такое соотношение, потому что я часто назначаю женщин на ключевые должности — у них выше сознание ответственности, они более сфокусированные и гибкие. В моих компаниях точно не 30% женщин-руководителей, думаю, 50% или даже больше. Я считаю, что владельцам компаний и людям, ответственным за найм персонала, нужно менять свое отношение к женщинам.

Подготовила Оля Полякова

Фото: ekonomika+

— Читайте также: Бути більше ніж 30%: Жінки в українському та світовому бізнесі