Мария Федоренко: Ваш ребенок ничего не ест?

05 февраля, 2020
Мария Федоренко, специалист по здоровому питании

 

 Устали бороться с ребенком в попытках накормить правильной едой? Я встречаю эту проблему чаще чем лишний вес. Работая с родителями тех и других, я выделила закономерности.

Давайте разберем причины «плохого» аппетита наших детей.

 

Ребенок ест достаточно, но меньше, чем хотелось бы родителям 

 

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

В нашей генетической памяти еще есть место страху голода. Для наших предков аппетит и упитанность ребенка были вопросами выживания. Ситуация изменилась. 

Современные родители под присмотром бабушек и дедушек постоянно бояться, что их чадо останется голодным. «Ну съешь хоть что-нибудь» превращается в список из пяти продуктов, на который согласны и дети, и родители. Часто этот список состоит в основном из углеводов (макароны, хлеб, картофель, каши, булки, сладости).

Не забывайте, что после двух лет у ребенка замедляется рост, он начинает поглощать информацию. Естественно, что аппетит падает и уже нет необходимости в частом питании. Достаточно трех основных приемов и одного-двух перекусов. 

Пересмотрите порции. Возможно, вы накладываете непосильную порцию. Не существует каких-либо норм, мы разные. Кому-то нужно больше, а кому-то меньше. 

Ребенок не голоден

Самая распространенная причина. Ребенок получает 80% калорий из перекусов. Это означает, что ему хватает энергии для жизни, поэтому нет необходимости добирать в обед или ужин. Так в чем тогда проблема?

  • Во-первых, перекусы состоят из продуктов с низкой нутрициологической ценностью (печенье, соки, хлеб, конфеты), а значит ребенок получает из такой еды минимум минералов и витаминов.
  • Во-вторых, постоянные перекусы стимулируют беспрерывную выработку инсулина, что ведет к дисбалансу гормонов, инсулинорезистентности, лишнему весу и нарушению работы органов.
  • В-третьих, сесть за стол и потратить время на «безвкусный суп» становится слишком сложно, когда  можно перекусить на ходу сладеньким. 

Делайте паузы. Обратите внимание, сколько раз в день ест ребенок и как он это делает. В культуре людей никогда не было нормальным есть на ходу, в одиночестве. Запретите детям бесконтрольно таскать еду. Приучайте к тому, что прием пищи происходит в конкретное время, в конкретном месте. Ешьте всей семьей. Заведите правила. 

Чистые промежутки. Между приемами пищи никакой еды и напитков. Только вода. Даже жвачка стимулирует выработку гормонов аппетита и голода и нарушает нормальную работу. 

 

Избирательный едок 

Дети с двух лет становятся избирательны в еде. Ребенок уже попробовал много всего и позволяет себе выбирать. Признаки избирательности: консистенция, вкус, запах, вид, цвет. Ребенок отказывается от одного или группы продуктов. Он это делает не из вредности: он уже определился, что ему вкусно, и не желает пробовать новое. Избирательный аппетит не опасен. Исключение, когда список продуктов очень ограничен.

Что делать? Не переживать! Ситуация изменится к 8-10 годам, если все делать правильно. 

Постоянно предлагать новые продукты и не ожидать, что ребенок попробует.

Важно, чтобы продукты постоянно были на виду и в рационе других членов семьи. Не получится внезапно достать баклажан и дать ребенку. Если он его никогда не видел, то вряд ли готов пробовать. А вот если брокколи, бобовые, салаты постоянно на столе, то он попробует, когда будет готов. 

Старайтесь, чтобы хотя бы один продукт из каждой группы был в рационе ребенка 1-2 раза в неделю. Например, если из молочных продуктов ребенок есть только творог и только в сырниках, значит, пусть будут сырники пару раз в неделю. 

Еда – это стресс 

Ребенок неохотно садится за стол есть, если процесс проходит под давлением. «Ешь овощи! Ешь котлету! Не встанешь, пока не доешь!» Со временем ребенок привыкает, что еда – это мука и пытка. Ему проще не садиться за стол и сказать, что не голоден, чем проживать это снова и снова. 

Хотя бы раз в день садитесь за стол семьей, неважно, какого возраста ваши дети. Уберите гаджеты, поговорите, фокусируйтесь на своей тарелке и на атмосфере ужина, а не на том, чего и сколько съел ребенок. Я понимаю, что это трудно. Но начните с малого.

Не ожидайте, что сразу получится. Вы вдруг решили все изменить и не давить. Но ребенку нужно время, чтобы это прочувствовать и привыкнуть. Когда предлагаете новый продукт в 28-й раз и слышите «нет», не расстраивайтесь. Дети это понимают и подсознательно чувствуют недовольство. 

Сместите акценты. Цель не набить желудок, а пообщаться и узнать, как у кого дела. 

 

Отвлекающие факторы 

Кому из нас не знакомы изощренные уловки, на которые идут родители в надежде накормить ребенка. Мультфильмы, игры, танцы с бубном, спектакль в ролях, огненное шоу и фокусы. Кажется, что это хороший способ – ребенок просто открывает рот, а мы закидываем туда, что нужно. 

На самом деле рассеянное внимание и отвлекающие уловки снижают интерес к еде. Ребенок не видит еду, не ощущает ее, не различает вкусы, ест даже то, что не нравится. 

Важно научить ребенка, что для всего свое время и место. Игры и мультфильмы – в комнате, на кухне – мы готовим и едим. 

Сначала мы не можем накормить ребенка без планшета или телефона, а потом планшет и телефон ассоциируется с едой. И вырастает взрослый с расстройством пищевого поведения. 

Другие причины плохого аппетита: усталость, болезнь, сезонность, заболевания ЖКТ, аллергия, расстройство пищевого поведения. Родители знают своего ребенка, как никто. Учитывайте особенности и желания. Учите разбираться в еде, делать правильный выбор, есть в определенном месте. Культура питания, как любая другая культура, формирует личность и отношение к себе. Чем проще еда, тем она полезнее. Мы воспитываем детей всю жизнь, то почему мы решили, что научим их правильно питаться за месяц или даже два? 

И не забывайте о здравом смысле.

 

Фото из архива Марии Федоренко

Читайте также: WoMo-находка: Книга-практикум «Я сегодня иду в садик»