Последний рай на земле: Рассказ о коронавирусе на Бали

23 марта, 2020

Всюду ли проник смертоносный Covid-19? Может, есть уединенные райские острова, где можно от него спастись? Сейчас прекрасный остров Бали — точно не убежище от пандемии. Наш инсайдер Наталья Sun Сунцова, основатель проекта путешествий по островам Индонезии и ретритов на Бали, рассказывает о том, как теперь живется в “последнем раю”.

С глаз долой

Индонезия — одна из тех стран, которые пытались убрать с глаз подальше, в том числе собственных, наличие коронавируса. Нет свидетельств — нет и проблемы! Ещё свежи в памяти ролики и фото с табличками «Bali safe», «Bali corona free». И это объяснимо — весь бизнес Бали выстроен на туризме и репутации “last paradise in the world”. И терять этот последний рай не хотелось до последнего ни местным жителям, ни туристам. Однако реальность такова, что коронавирус появился и у нас. На 19.03 это 309 заразившихся и 6 умерших. Правительство во избежание паники не раскрывает в каком именно регионе страны происходят заражения, но неофициально известно, что эти регионы — Ява, Сулавеси, Калимантан и Бали.

Настроение

В целом просыпаясь утром под пение птиц и шелест пальм за окном, трудно осознать пандемию, ее реальность здесь и сейчас. Все продолжают собираться на закате у океана, выезжать на кофе по утрам и серфить. Только на отдалении друг от друга.

Бали — это остров-праздник. До недавнего времени все пляжные клубы и рестораны с толпой посетителей были открыты. Сейчас ситуация сменилась на более осторожную: рестораны переходят на доставку еды, клубы присылают уведомление об отмене мероприятий. Мой любимый ресторан с бассейном у океана прислал сообщение, что с сегодняшнего дня принимает гостей при условии дистанции между людьми не меньше 1 метра. Это настоящая пропасть для менталитета Юго-Восточной Азии!

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Специфика

Специфика Бали и региона Юго-Восточной Азии в целом такая, что люди очень социальные и к тому же религиозные. Уличная жизнь бьет ключом и во многих регионах в силу медицины верят меньше, чем в силу молитвы. Это, конечно, ускоряет распространение заразы. Зато, благодаря повсеместному «натуральному» образу жизни и антисанитарии, устойчивость к вирусам и микробам выше. Ещё бы! Чего только стоит съеденный руками рис из придорожного кафе или сон на полу в соломенной хижине. Люди, можно сказать, поколениями готовили свой иммунитет к приходу опасного вируса. А когда он придет, ему нужно будет еще потягаться в популярности с такими “королями района”, как лихорадка денге и малярия. В общем, местное население паникует мало. Больше грустит от экономических потерь.

Экспаты

Всю панику на себя приняли экспаты — иностранное сообщество, постоянно проживающее на Бали. Мы читаем новости и смотрим статистику. Мы волнуемся.
На днях вышло общее предписание, об ограничении проведения мероприятий с рекомендацией оставаться дома. Соблюдают его в основном иностранцы, ведь социальная сознательность — наше все.

Еще одна причина волнения — это визы. Все иностранцы, живущие здесь, должны через определенные промежутки времени (раз в несколько месяцев или раз в полгода) вылетать из страны за новой или обновленной визой. А что сейчас? Сейчас все ближайшие страны закрывают свои границы на карантин. И если сама Индонезия ещё выпускает и впускает туристов на определенных условиях, то наружу и чтоб поближе вылететь просто некуда — карантин. По этому поводу в Facebook даже создали группу тех, кто хочет остаться на Бали и планируют подавать петицию в миграционную службу о продлении виз без вылета. И группа, кстати, далеко не русскоязычная — в ней много людей из Австралии, США, стран северной Европы. Это рискованно. Но это ли не показатель, что даже в условиях пандемии и возможности вылететь на благополучную родину, люди хотят остаться на Бали! В «последнем раю на земле», которому сейчас и правда нужна наша поддержка.

Ажиотаж

В связи со всеобщими страданиями по туалетной бумаге в мире, могу сказать за Индонезию — «не, не слышали!» Вся Азия практикует водные процедуры после туалета и бумага не в почете. Поэтому скупают ее в основном экспаты. Вероятно, с целью использовать в качестве масок. Лично у меня дома 2 рулона и все.

Продукты также пока есть. У нас много магазинов в шаговой доступности, недорогой и вкусной еды на заказ из кафе. Люди немного избалованы и практика закупки и домашней готовки не так популярна. Хотя не исключено, что и до неё дойдёт.

Завтрашний день

Бали волнуется из-за пандемии. Но больше из-за ее экономических последствий. С уходом китайских туристов, а после и итальянских с корейскими улицы заметно опустели. Продавцы сувенирных лавочек, владельцы отелей, ресторанов, да и таможенники на контроле при въезде, испытывают если не испуг, то точно — фрустрацию. Все пытаются осознать происходящее и адаптироваться к новой реальности, в которой нет комфортно высоких цен на гостиницы, некого возить на авто и некому продавать сувениры.

У меня свой трэвел-проект в Индонезии — “Kalimantan TRVL” и я, как никто, ощущаю эту паузу. Туры откладываются и переносятся, границы закрываются. Но надо смотреть вперед, дальше границ. Без перспективы будущего нет настоящего. Поэтому в затишье занимаюсь тем, что придумываю новые программы и маршруты. Уверена — каким бы ни был вирус, он пройдет. А кокосы после него будут все такими же сочными, рисовые террасы — изумрудными, а океан — бескрайним. Все-таки что-то есть в этом «последнем раю на земле» и это “что-то” стоит сберечь для лучших времен, которые обязательно наступят.

 

Материал подготовила Татьяна Гордиенко.

 

Серия репортажей от первого лица «Мир на карантине» регулярно выходит на WoMo.ua с целью познакомить наших читателей с личным измерением эпидемии коронавирусом, с реальным положением вещейв отдельно взятых странах и городах через свидетельства непосредственных участников событий и с историями всех тех, кто делит с нами глобальный опыт нелегкого испытания.