Гонщица Дарья Бакай: «Я всегда радуюсь успехам других женщин»

15 апреля, 2020

Автоспорт, говорят, мужское дело. Тем не менее здесь нет разделения на категории для мужчин и женщин. Совсем как в жизни: если ты – лучший, то ты – первый, и неважно, женщина ты или мужчина. Однако, как и в жизни, у женщин в автоспорте немало препятствий. О том, как разрушить стереотипы, стать успешной и поддерживать других женщин, рассказывает знаменитая автогонщица Дарья Бакай, единственная женщина среди профессионалов в классе «ралли» в Украине.

Удачный старт

Многие гонщики рассказывают о том, как они с пеленок пропадали в гаражах с отцами или дедушками, как рано их приобщили к вождению. У меня такой истории нет. У моих родителей не было автомобиля, водить я начала только в 18 лет, когда сдала на права. Даже каких-то серьезных занятий спортом в моей юной жизни не было. Зато было много учебы и хороших результатов в ней: родители ставили высокую планку в воспитании, поэтому учиться мы с сестрой всегда должны были хорошо. 

В 15 лет я стала участницей программы FLEX – Школы будущих лидеров, курсы которой организовало консульство США. Я прошла три тура отбора, который длился целый год, и выиграла поездку в США, где жила в местной семье. Думаю, это было самое экстремальное мое приключение, потому что в свои 16 лет я была совершенно домашним ребенком и вдруг оказалась в чужой стране, в чужой семье. Я жила в штате Оклахома в маленьком городке, где ходила в местную школу. Это был один из важнейших периодов в моей жизни, ведь я увидела, что такое страна возможностей, а еще обнаружила, что мои американские сверстники ездят в школу за рулем. Автомобили у них, конечно, были недорогие, но мне приходилось ездить в том самом желтом школьном автобусе, знакомом по фильмам. 

Когда я вернулась в Украину и пошла в 11-й класс, то поняла, что, как бы банально ни звучало, моя жизнь не будет прежней. Я хотела водить машину и зарабатывать деньги, чтобы позволить себе автомобиль, а еще путешествия и хороший компьютер. Так как я в совершенстве владела английским, то еще в 11-м классе стала репетитором для школьников, со временем к английскому добавилась математика. Через год я преподавала взрослым, в том числе на курсах. Работала я много, но после занятий в школе, а потом и в университете. У меня совершенно не было свободного времени, часто приходилось делать уроки по ночам. Мой заработок был очень неплох по тем временам. О спорте я еще не думала.

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Цель и мечта 

На втором курсе университета я начала работать в компании Philip Morris. Продолжая учиться, я была занята полный рабочий день: сначала в отделе закупок, потом в отделе маркетинга. Наша компания спонсировала авторалли – очень масштабное мероприятие, этап международного раллийного чемпионата. Я там оказалась по работе, но, впервые увидев так близко гонки, я пришла в полный восторг. Эта любовь с первого взгляда возникла из ниоткуда, никаких подобных интересов в моей жизни раньше не было. В этот момент у меня появились цель и мечта. Цель – купить спортивный автомобиль и научиться быстро на нем ездить. Мечта – заявить о себе в автоспорте. Я понимала, что все это очень дорого. Нужна хорошая машина, команда, нужно обучение. 

Я начала с цели: три года работала только для того, чтобы скопить на спортивную машину, и таки купила. Не новую, а битую Mitsubishi Evolution, в восстановление которой надо было еще вкладывать. И вот уже в 2012 году я выехала на любительское соревнование. Представьте себе, что ни родители, ни друзья не восприняли всерьез мои намерения, они мне говорили: «Какой спорткар?! Купи розовенький Nissan Micra, ты же девочка!». Меня эти комментарии расстраивали и мотивировали одновременно. Один парень из гонщиков сказал мне, что гонки не для меня. Тогда я поставила себе за цель его обогнать. И обогнала, как и многих других. Два года я участвовала в любительских ралли, слаломах и других дисциплинах. В итоге я, единственная «девочка» среди многих мужчин, выиграла чемпионат по ралли на серийных автомобилях.

Что могут девочки

Я убедилась, что девочки могут все, нужно только захотеть. С тех пор одной из моих миссий стало говорить другим девушкам, что они не обязаны подчиняться стереотипам, особенно в автоспорте, где нет разделения участников на мужскую и женскую категории. Да, женщин здесь мало, но пример успешных спортсменок показывает, что другие девушки тоже могут добиться в автоспорте хороших результатов. 

В 2013 году я решила перейти в профессиональный спорт. Именно желание достигать новых вершин в спорте и продвигало меня по карьерной лестнице: для профессиональных гонок нужно больше денег, а их можно заработать на более высоких должностях. Я купила себе раллийную машину, наняла профессиональную команду. В определенный момент мне пришлось уехать в главный офис компании в Брюссель: я летала в Украину и почти два года не принимала участие в ралли. В итоге решила, что такой режим не дает мне реализовать мои цели в спорте, и вернулась в Украину, чтобы готовиться к ралли.

Ралли – это прежде всего физическая выносливость. На улице плюс сорок, ты едешь в специальном костюме, в термобелье, в шлеме, на максимальной скорости входишь в повороты. Это огромное и постоянное напряжение на всю опорно-двигательную систему. Физически женщина все-таки слабее мужчины, поэтому я очень много тренировалась. И сейчас постоянно тренируюсь: это и кардионагрузки, и бокс, и упражнения на выносливость.

Как сочетаются спорт и бизнес

Я уже почти год работаю в топливной компании Glusco, продолжаю участвовать в чемпионатах Украины по ралли. Как директор по маркетинговому развитию я популяризирую автоспорт не только через личную страницу в социальных сетях, но и через специальные программы и мероприятия, которые проводит компания. У меня сейчас около 12 тыс. подписчиков, это люди, которые каждый день интересуются, как прийти в автоспорт, какие есть его виды, просят совета или наставничества. Я стараюсь оперативно всем отвечать, потому что помню, как в начале своей спортивной карьеры отчаянно искала подобную информацию. 

Сейчас я планирую запустить серию Live-эфиров с автоспортсменами, которые будут делиться своими историями и опытом. Здесь же хочу создать женское сообщество. Моя цель – вдохновить по максимуму тех, кто хочет водить, а им вбивают в голову глупые стереотипы про блондинок за рулем. Многие женщины рассказывали мне, что инструкторы школ вождения настолько их прессовали, что страх ошибки не дает им уверенно водить машину. Я своим примером стараюсь эти страхи нейтрализовать, а стереотипы разрушить. Если получилось у меня, то получится и у других. 

В нашей компании немало удачных проектов по популяризации не только автоспорта, но и спорта вообще. Я очень рада, что могу не только сама, но и с помощью бизнеса делать вклад в развитие спорта. Для меня спорт и бизнес близки: здесь важны команда, лидер, бюджет, стратегия, тактика. Спорт и бизнес работают в синергии и помогают мне двигаться вперед.

О командной работе

Именно в спорте я поняла, что в победе заслуга не только спортсмена, но и всей команды. Во-первых, ралли – это парный вид спорта. У меня есть штурман, который  «читает» мне дорогу. Он ошибся – и мы вылетаем с трассы и из гонки. Очень важна работа механиков, потому что во время ралли машина запросто может поломаться. Администраторы ведут счета, ищут детали. 

Так же и в бизнесе: любой проект – это командная работа. Я ценю каждого сотрудника и разделяю мнение о том, что хороший руководитель может ничего не делать в том смысле, что важно наладить процессы и не мешать работать людям, которые знают свое дело и которым ты доверяешь. Я не занимаюсь микроменеджментом, но уверена, что каждый несет полную ответственность за результат. 

О балансе work/life

Свободного времени у меня очень мало. Я всегда на связи, всегда готова взять на себя дополнительные задачи, то есть рабочий день у меня ненормированный. Плюс обязательные занятия в спортзале. Во время сезона мои выходные посвящены соревнованиям, а вне соревнований мои уикенды – это тренировки на машине со штурманом. 

То есть как такового свободного времени в обрез. В связи с этим хочу рассказать об одном болезненном уроке. Я десять лет, с 21 до 31 года, практически беспрерывно работала. И, конечно, в определенный момент организм не выдержал, и два года назад у меня случилось эмоциональное выгорание. Я не хотела ничего. Я поняла, что надо буквально заставлять себя отдыхать. Каждый четверг вечером после работы отключаю телефон и либо еду на премьеру в кино, либо смотрю фильмы и сериалы дома. Это те редкие моменты, когда я перестаю думать о работе и о гонках, обнуляю мысли. Такой же эффект на меня оказывают пешие прогулки в парке или лесу, но они менее эффективны, чем кино, потому что в тишине мне очень тяжело перестать думать о делах. 

Несмотря на то, что я часто единственная женщина среди мужчин, ничто женское мне не чуждо. Я слежу за собой, регулярно делаю маникюр и педикюр. В спортзале хожу в СПА, раз в неделю расслабляюсь в сауне. Я обожаю шопинг, очень люблю платья, а на работе всегда на каблуках. Если у меня нет времени ходить по магазинам, то я делаю покупки онлайн. В отпуске посвящаю день-два шопингу, мне это очень поднимает настроение.

Раз в неделю я отсыпаюсь. Обычно это бывает в субботу: отключаю телефон и сплю до обеда, потом завтрак в постель и остаток дня тоже можно спокойно поваляться. Отдых необходим, за его отсутствие приходится слишком дорого платить. 

Планы и вдохновение

К сожалению, карантин поставил на паузу планы многих людей, в том числе и мои. В этом году я планировала принять участие в полном этапе чемпионата Украины, занять подиумное место. Я не рассчитываю на первое место, но в перспективе это – моя цель. Меня очень вдохновляет французская гонщица Мишель Мутон,  единственная женщина-победитель чемпионата мира по ралли. Мне удалось познакомиться с этой женщиной-легендой. Она занята поддержкой женщин в автоспорте. Я бы хотела выполнять такую же миссию здесь, в Украине. Идей по этому поводу много, но все они будут реализованы уже в следующем году, потому что карантин спутал все мои планы. 

Среди наших соотечественниц тоже немало тех, кто вдохновляет меня: телеведущая и общественная деятельница Маша Ефросинина и глава Фонда «Таблеточки» Ольга Кудиненко. Они очень легкие на подъем, активные в благотворительной деятельности, что близко и мне лично, и компании, в которой я работаю. Я никогда не упущу возможности порадоваться успехам других женщин, они действительно подпитывают меня.

 

Фото из личного архива Дарьи Бакай.

Материал подготовила Татьяна Гордиенко.