Евгения Николайчук и винные бары Like a Local’s

21 сентября, 2020

Мечтаете о своем деле и не знаете, с чего начать? Хотели бы получить совет и вдохновиться примером женщин, у которых получилось? Читайте на WoMo статьи о женщинах, которые создали бизнес, для женщин, которые только на этапе создания идеи. Героиня этого материала — Евгения Николайчук, соосновательница и управляющий партнер сети винных баров Like a local’s wine bar. 16 июля 2020 года она стала победительницей премии «Створено жінками», которую учредил комитет предпринимательниц Франко-украинской торгово-промышленной палаты.

Интересное вино

У меня 2 образования: первое я получала в Киеве в Национальном Университете Пищевых Технологий по специальности «менеджмент организаций», а второе образование я получила в Лондоне, в школе Wine and Spirit Education Trust. У меня квалификация WSET Level 4 (одна из самых престижных международных квалификаций в сфере вина). Сегодня в Украине всего 5 человек с этой квалификацией и я очень горжусь, что была первой в нашей стране. Думаю, что именно этот факт помог и помогает мне в продвижении национальных вин.

Я работаю с вином с 2005 года. По сути, сфера, в которую меня привела когда-то обычная студенческая подработка, вот уже 15 лет является для меня вдохновением и смыслом. В разное время я работала «по разные стороны баррикад»: была консультантом по винам в супермаркете, работала в маркетинге в компании-импортере, проводила множество лекций и образовательных ивентов по вину, преподавала в школе сомелье, а теперь являюсь совладельцем винных баров Like a Local’s, миссия которых — продвижение локальных вин.

Евгения Николайчук на вручении премии «Створено жінками», 2020

Как я стала работать на себя

В «свободное плавание» я ушла в 2013 году, уволившись из офиса компании-импортера «Долмарт Украина», где работала в маркетинге. В период с 2013 по 2016 года были попытки организовать винный бар в рамках Фестиваля Уличной Еды, я преподавала в школе сомелье и проводила дегустации на частных мероприятиях.

Думаю, что почти каждый, кто уходит с наемной работы со стабильной зарплатой, вряд ли понимает, что его ждет на самом деле. Не помню, чтоб у меня была конкретная цель — работать на себя. В моем случае, так просто так получилась, что я стала предпринимательницей. Моя тяга к творчеству и свободе явно не вписывалась в узкие рамки корпоративной культуры больших компаний, куда я подавала свою кандидатуру. Но теперь я могу сказать: и хорошо! Именно благодаря бизнесу я узнала, что я, оказывается, жутко «неструктурированный» человек и партнерство с кем-то мне просто необходимо, чтоб дисциплинировать себя же.

Нові стратегії лідерства: досвід BRAVE1, PR-service, Raiffeisen Bank, ПУМБ та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit зануртесь у світ бізнесу, дізнайтесь, як лідери трансформують індустрії та створюють нові можливості для розвитку та співпраці. Відвідайте захід, щоб отримати реальні поради та інсайти від тих, хто вже досяг успіху.

Забронювати участь

В 2016-ом году мы с партнерами открыли винный бар Like a Local’s — первый винный бар в Украине, который представлял и представляет исключительно украинские вина. Вот именно с этого года я считаю и началась моя реальная предпринимательская жизнь.

Понимание «я — предприниматель» пришло, когда работы и ответственности было 24/7, а заработок на уровне очень и очень среднестатистического офисного сотрудника. Если вы хотите быть предпринимателем, вы должны убедиться, что ваша семья точно готова с этим жить. Ваша занятость — это режим 24/7, сообщения и звонки в любое время суток, выходные бывают если повезет, а не как у всех — по субботам и воскресеньям, а доход ваш может быть недостаточно стабильным. Зато свое дело — это всегда интересно. Моя семья в чем-то меня очень поддерживает, а в чем-то просто смирилась.

Как родилась бизнес-идея

Было понятно, что ничего лучше, чем вино, я не знаю. При встрече с моим нынешним партнером Сергеем Климовым, он предложил сотрудничество в проекте винного бара и его идея была в том, чтобы сделать акцент на локальные вина. После 2014-го года все были на волне патриотизма, а курс доллара рос, меняя правила на рынке импорта. Именно поэтому нам показалось, что такая дифференциация может быть хорошей идеей. И, по-моему, мы не прогадали. Правда, риск был тоже высок.

Как начать бизнес, не имея предыдущего опыта

У меня был небольшой опыт бизнес-планирования и понимание рынка. Хотя я искренне уверена, что в украинских реалиях составление бизнес-плана — не больше, чем просто предположение «как может быть». Уж слишком нестабильная мы страна для планов сроком на 3-5 лет.

Первый год-полтора в баре мы работали исключительно на интуиции. Нам точно не хватало знаний в ресторанной сфере. Но мы работали по принципу «главное начать, а там разберемся». Кстати, никому так не советую. Если есть сфера, в которой вы недостаточно опытны, то просто найдите качественный консалтинг.

Для открытия первого бара сети Like a Local’s мой партнер Сергей Климов нашел стартовые инвестиции. Два других бара мы открывали уже своими силами.

Бизнес-совет, который запомнился, мы получили от Игоря Сухомлина, известного украинского ресторатора. Звучал он так: «Качай там, где качается». Ну и спасибо всем тем, кто настойчиво рекомендовал разобраться, как минимум, с P&L отчетом и с финансами в целом.

Поставщики, продажи, продвижение

Мы знакомы лично с 90% украинских виноделов, поэтому вопросов с тем, как искать нужное нам вино, у нас почти нет. Мы гордимся тем, что около 60% вин, которые представлены у нас в баре, сложно или невозможно найти в рознице. Собственно, это и есть наш челлендж — найти лучшее из украинских вин и представлять их у нас. Мы продаем вина из Винницы, Тернополя. Вы знали что там есть достойное виноделие? Благодаря личным контактам, у нас есть доступ к винам из частных или маленьких коллекций. Сложнее было с крафтовыми сырами и мясом. Но снова же: стараемся найти маленьких производителей, знакомимся лично. Здесь нам помогает опыт моих коллег по организации фестиваля Kyiv Food and Wine Festival.

Команда в ресторанном бизнесе

В ресторанном бизнесе достаточно высокая текучка кадров, но с нами уже длительное время ряд ребят, которых мы считаем своей Командой с большой буквы. С нами интересно людям, которые разделяют нашу миссию — продвижение локальных вин. Они достаточно терпеливы, ведь им по 100 раз в день приходится отвечать на вопросы: «А что, у вас не порошковые вина?» и «Почему в меню нет просекко?». Мы очень хотим, чтобы ребята чувствовали себя причастными к историческому процессу — возрождению украинского виноделия. Мне важно, чтобы они гордились тем продуктом, который предлагают, и «не отбывали срок» на работе, а искренне кайфовали от процесса.

У нас в коллективе точно нет жесткой иерархии (возможно, она была бы уместна, если бы мы как компания были больше) и у нас царит, как мне кажется, достаточно дружеская атмосфера. Я готова помочь всем, кто хочет развиваться в нашей сфере. Некоторых ребят, которые уходили от нас по причине того, что им становилось «тесно», я рекомендовала в другие компании, где они могли карьерно вырасти.

Вдохновение и ориентиры

Для меня большим ориентиром являлась Кристина Ксиниас — собственница компании «Долмарт Украина», в которой я работала больше 7 лет. Она делала свое дело со страстью, с социальной ответственностью и, как мне кажется, держала баланс работа/семья. К сожалению, Кристина ушла из жизни 5 лет назад, но та любовь, с которой она делала свое дело, меня восхищала, восхищает и будет восхищать.

Я не могу сказать, что методично слежу за кем-то из известных личностей, или читаю. Скорее, вдохновляющие/нужные истории, литература и люди попадаются мне по мере моих конкретных запросов.

В социальных сетях с огромным удовольствие слежу и радуюсь успехам своих коллег по винному бизнесу. Роман Ремеев (хэд-сомелье в Good Wine), Паша Мнухин (Brand Ambassador в Wine Bureau), Олег Кравченко (сомелье, сооснователь винного бара WIN BAR), Аня Янченко (сомелье, автор, лектор, тренер WSET 3) и многие другие делают классные и важные вещи!

Фото из личного архива Евгении Николайчук.

Беседу вела Татьяна Гордиенко.