Философия Ikigai: Как родителям помочь ребенку найти свое призвание

11 июня, 2019

Светлана Залужная, директор и соавтор частной альтернативной школы DEC Life School

Осознанность к ребенку приходит с вопросами: «Кто я?», «Почему я?», «Что мне нравится, а что – нет?», «В чем я силен?». Задача взрослых (родителей и учителей) – дать ребенку возможность и инструменты поиска своего пути в жизни, а не насаживать ему свое видение. В этих поисках может помочь японский подход икигаи (Ikigai).

Что такое икигаи?

Икигаи – японская философская система, которая учит жить счастливо и со смыслом. Буквально переводится как «ики» – жить и «гаи» – причина. Это то, что помогает найти смысл жизни, вдохновляет проживать ее наполнено и осознанно, просыпаясь по утрам с улыбкой.

Иллюстратор Марк Винн изобразил философию икигаи при помощи диаграммы, которая показывает, что человек живет со смыслом, если находит и осознает себя в таких важных сферах, как страсть, профессия, призвание и миссия. Для этого нужно честно ответить себе на четыре вопроса: «Что мне нравится делать?», «Что я делаю хорошо?», «За что мне готовы платить?» и «Что нужно миру?».

Вот несколько примеров как использовать это в реальной жизни.

«Что мне нравится делать?»

Попробуйте предоставить детям максимум возможностей в поисках ответа на этот вопрос, дайте им пространство для развития их интересов. Вот почему ученики школ должны иметь возможность выбирать занятия и «пробовать себя» в более чем 20-ти студиях внешкольного обучения. Также желательно, чтобы в школе было введено проектное обучение, поддерживались все без исключения инициативы – и не только поддерживались, но и реализовывались. Дети через собственный прожитый опыт должны понимать, нравится им или нет то или иное занятие и, главное, получается ли у них этим заниматься.

Родителям я бы советовала регулярно расспрашивать своего ребенка о том, что ему нравится делать, чем ему нравится заниматься, что у него вызывает настоящий интерес. Исследуйте своего ребенка, наблюдайте за ним. Занимаясь каким-то делом, чувствует ли он настоящий драйв и входит в состояние «потока»? Так вы поймете, что его мотивирует, зажигает.

Также родителям важно позволять ребенку отказываться от каких-либо существующих интересов в пользу поиска новых. Ведь это крайне важно — иметь пространство для поиска. Если у ребенка день плотно расписан (к примеру, вы выбрали шахматы, робототехнику, плаванье и хотите, чтобы ребенок развивался фундаментально только в этих направлениях), то это не означает, что возможности пробовать живопись или сторителлинг у него не должно быть. А как ребенок вообще может понять, что ему нравится, а что – нет, если у него не будет возможности попробовать? Конечно, важен и результат, ведь продукт деятельности является элементом завершенности начатого. Договоритесь с ребенком о том, что он сможет сменить занятие через полгода и что в течение этого времени он все же берет на себя обязательства стараться. Но не выбирайте за него и не бойтесь, что он может отказаться от того, что вам лично по душе.

«Что я умею делать хорошо?»

Чтобы помочь детям найти ответ на этот вопрос, мы в школе приучаем детей отмечать все свои достижения и успехи (даже самые маленькие!) и самостоятельно оценивать свой прогресс. Также в обязательном порядке – ежедневные занятия по рефлексии, во время которых дети обсуждают и анализируют свой день, планы, успехи и неудачи, получают обратную связь от учителя и других детей, учатся благодарить. Еще мы учим детей «правильно» слышать то, как их оценивают другие: дети и взрослые. «Оказывается, все думают, что я очень хорошо читаю на английском, а я о себе такого не знал!», – подобные высказывания можно часто слышать от детей. Мы спрашиваем ребенка: «Как ты думаешь, чем тебе Маша (или Никита) может помочь?» С помощью такого вопроса очень легко понять, кто из детей является сильным в чем-либо.

Все эти техники можно легко использовать дома. Введите ритуал вечерней семейной рефлексии. Вместе анализируйте прожитый день, эмоции, мысли, состояния, успехи и неудачи. Учите ребенка благодарить себя и других даже за небольшие достижения. Это поможет ему осознать, что ему удалось, что у него получилось сделать. В результате он сможет понять, что у него получается делать действительно хорошо. Ведь в нашей культуре принято отмечать только очень значимые достижения, и ребенок не понимает, что значимое достижение – результат целого ряда небольших достижений и небольших шагов. И не фиксируя эти маленькие шаги, мы обесцениваем его деятельность.

Также собирайте информацию о вашем ребенке от всех других взрослых, которые с ним взаимодействуют – от всех, кто имеет какую-либо уникальную информацию о нем. Вы ведь не находитесь с ним целый день и не видите его в разных ситуациях.

«Что будет приносить мне доход?»

В школе мы только начинаем работаем с этим вопросом. Начиная с 7-го класса, у детей появляется ментор, специалист в какой-то из областей, и если ребенку эта область интересна, он помогает ему более глубоко ее изучить, расширить знания о ней в школе и за ее стенами, определить, что в будущем может сделать ребенка уникальным в профессиональной среде.

Также с 11-ти лет важно вводить в профориентацию. Например, наша школа организовывает поездки в разные компании, где детям рассказывают о профессиях. Также мы приглашаем родителей в школу, чтобы они рассказывали детям о том, как они пришли к своей профессии, как они сейчас строят свои бизнесы, какие школьные предметы стали для них значимыми. Мы стараемся показать детям связь между выбором будущей профессии и обучением в школе.

Дома вы можете помочь ребенку найти ответ на этот вопрос, рассказывая свои личные истории и примеры из жизни ваших друзей. Важно, чтобы ребенок не просто видел, что вы уши на работу и пришли с нее, а знал, что именно вы делаете на своей работе, за что вам платят деньги, в чем заключается ваша экспертиза.

«Что нужно миру?»

В школе мы практикуем занятия Read the World – делимся новостями мира, обсуждаем проблемы и вызовы современности, также обсуждаем вопросы, которые волнуют детей, так как они также являются частью мира будущего. Поднимаем темы, которые позволяют взглянуть на жизнь с другой стороны, выйти из «коробочного» мышления. Также мы приглашаем в школу интересных гостей из-за рубежа для проведения мотивационных встреч с учениками. Они рассказывают о своей деятельности, об особенностях жизни в их странах, об истории своих народов. Эти встречи очень расширяют картину мира детей. [traqli_related]

Вы тоже дома можете ввести традицию утреннего обсуждения новостей дня и интересных вопросов с ребенком. Просто за завтраком читайте им новости. Не ограничивайтесь бытовыми темами, читайте новости науки и технологий, искусства. Обсуждайте с ними также свои сложности и вызовы, анализируйте, ищите решения задач вместе. Делайте совместные путешествия более познавательными для ребенка: планируя поездку в какую-то страну, попытайтесь заранее чуть больше о ней узнать, подстегните интерес ребенка и расширьте его кругозор.

Как работает икигаи

  • На пересечении ответов на вопросы «Что мне нравится?» и «Что у меня получается?» можно найти свою страсть.
  • На пересечении «Что у меня получается?» и «За что мне будут платить?» – профессию.
  • На пересечении «За что мне будут платить?» и «Что нужно миру?» – призвание.
  • На пересечении «Что нужно миру?» и «Что мне нравится?» – миссию.

Это движение по кругу – от себя к миру – интегрирует все предыдущие ответы и уровни понимания себя. То, что ребенок любит делать, перерастает в конечном итоге в то, чем он может быть ценным для мира. То есть даст понимание миссии, смысла просыпаться утром и делать то, зачем мы пришли в эту жизнь и что мы после себя оставим.

Как родитель, определите свой икигаи и проведите по этому пути своего ребенка. Этот инструмент будет очень полезен, когда ребенку придет время выбирать вуз или другие образовательные продукты, искать себя в жизни. Также мы рекомендуем раз в году делать семейные икигаи-сессии, на которых подмечать прогресс ребенка в осознании себя и не забывать ему об этом рассказывать.

Фото: DEC Life School

— Читайте также: Пізнавальне літо: 7 книжкових новинок для дітей