Линда Стэйд, педагог с 25-летним стажем, исследователь в колледже Санта-Мария в Западной Австралии, предостерегает родителей об опасностях «неровной» дружбы девочек.
В школе мы постоянно говорим о необходимости защиты девочек. Мы говорим им о педофилах, незнакомцах в сети, сексизме, о вреде алкоголя и наркотиков. На самом деле, самым разрушительным влиянием на девочек-подростков обладают их же подруги, с которыми они общаются в одной компании. Это называется реляционной агрессией.
Реляционная агрессия — что это такое?
Психологи используют этот термин для того, чтобы обозначить то, что все остальные называют «поведением вредных девчонок». Обычно это применимо к девочкам школьного возраста, но не только. Действительно, откуда они учатся этому, если не от нас, взрослых? Взрослые просто действуют немного тоньше. Если у вас был опыт такой агрессии, то вы знаете, что это ведет за собой чувство стыда и неуверенность: за что? Отличительная черта такой агрессии — это то, что она направлена на разрушение вашего места в обществе и при этом якобы дружеские отношения используются как оружие. Пускается в ход исключение из группы, сплетни, бойкоты, принижение достоинства (с оговоркой: «да я просто пошутила!»), дружба на каких-то условиях. Хуже всего иметь дело с дружбой, которая может существовать только при соблюдении каких-то условий. Ведь ребенок знает о негласных правилах поведения и следует им в группе. Вот почему многие милые девочки ведут себя плохо: потому что быть принятой в группе — архиважно для юной личности, и она сделает все, чтобы не быть изгоем. Ключевые понятия реляционной агрессии — власть и изоляция, поэтому она может быть особо опасной. Она никакого отношения не имеет к дружбе, однако многие видят ее как «норму» в отношениях девочек, в то время как нормальной она не является и быть не должна. Почему же многие отмахиваются от этих проблем, говоря, что это «особенности девичьей дружбы»?
Почему мы считаем это нормальным?
Быть частью группы сверстников — очень важно для подростков, в этот период влияние родителей и других взрослых уменьшается. Мальчики обычно выстраивают отношения, исходя из физической силы и чувства юмора. Девочки же используют общение и межличностные навыки. Девочки с раннего возраста узнают, что когда создаешь группу, то кто-то остается «за бортом». А если выбить кого-то из равновесия эмоционально, то ты сама кажешься стабильной, сильной. Если вы понаблюдаете за девочками на школьном дворе, то сразу заметите «элиту» и «аутсайдеров», борьба за власть и влияние постоянна. Повторяю: дружбой тут и не пахнет. Для этого и придумали термин frenemies (friends + enemies, друзья-враги). Кроме того, статус внутри таких «дружеских» отношений в группе меняется постоянно: сегодня ты во внутреннем круге, завтра без причины тебя могут вообще вытолкнуть в аутсайдеры. При этом если тебя отвергла одна группа, то другая тебя, как правило, не примет. Это как злой пинг-понг, только вместо мячика — обиженный и ничего не понимающий ребенок.
Понимают ли они, что делают?
Джейн Карминьяни, психолог колледжа Санта-Мария, говорит, что дети часто прекрасно осознают, что поступают плохо, но у них не хватает средств и уверенности в себе, чтобы прекратить это. «Плохие девочки» в кабинете психолога сознаются в своих плохих поступках и даже сожалеют о них. Почему же они продолжают так себя вести? Потребность быть «врединой» происходит из страха быть отвергнутой или неуверенности в своих способностях. Все это не значит, что у девочек не бывает настоящей дружбы. Некоторые дети достаточно хорошо разбираются в своих и чужих эмоциях, поэтому они могут радоваться настоящей дружбе. Они поддерживают друг друга, проводят время вместе за общими занятиями, развивают общие интересы. Обычно это те дети, которые заняты на различных кружках и спортивных секциях, соответственно, общаются со множеством людей разного возраста. Здесь ключевое понятие — участие и инклюзия. Но даже таким детям иногда приходится сталкиваться с реляционной агрессией.
Как с ней справиться?
В школе с этим справиться трудно: часто это скрытые от нас, взрослых, отношения, а если спросить напрямую, то дети будут все отрицать. Даже если вы разоблачите «милую» девочку, которая разместила обидное фото подруги в Instagram, то она, не моргнув глазом скажет: «А мне оно показалось очень славным». Что делать? Призывать девочек к персональной ответственности, к обсуждению ситуации с психологом и проговаривании чувств каждого участника ситуации, — это может помочь. А возможно, что все повторится.
Как могут помочь родители?
Так как этот тип агрессии — приобретенное поведение, от него можно «отучиться». Вот как это можно сделать:
Учите детей дружить
Модель дружбы, которую предлагают взрослые — самый действенный стимул к построению хороших отношений. Рассказывайте о том, что вы любите в ваших собственных друзьях. Мы ведь слишком часто критикуем наших друзей дома, подчеркиваем их слабости, вместо того, чтобы превозносить их достоинства.
Учите доброте и эмпатии
На конкретных действиях и примерах! В наших детях заложена и доброта, и способность сочувствовать, это чаще заметно дома или в разновозрастной группе, но не среди сверстников.
Развивайте эмоциональный интеллект детей
Учите детей различать, кто — верный друг, с кем безопасно дружить. Говорите с ними о реляционной агрессии. Они должны узнавать ее и называть вещи своими именами.
Учите детей быть защитниками
Встать на сторону слабого, на сторону жертвы в течение 8 секунд после акта буллинга — значит указать хулигану на его место и пресечь травлю. Это научно доказано. Некоторые дети сильнее других, так пусть эта сила послужит защите слабого.
Учите детей менять тему
Важно научить детей распознавать приближение «злого» момента и менять тему, отвлекая группу от конфликта. Взрослые сами этому учатся, а детям нужно давать инструкции, чтобы они научились «отвлекающему маневру» быстрее.
Учите детей поддерживать других
Детей можно научить оказывать даже небольшие знаки поддержки, например, установить визуальный контакт с жертвой во время агрессии. Это показывает жертве, что агрессия замечена и признана тем, чем она является. Жертва не одинока в сложившейся ситуации.
Учите детей осторожности в сети
Реляционная агрессия часто случается после школы, в интернете. А детям нужен и отдых от их постоянных школьных групп общения.
Знакомьте детей с новыми людьми
Знакомьте детей с новыми людьми вне школьного круга. Я люблю спорт именно за это: игроки твоей команды — это люди, которых ты должен понимать и которые должны понимать тебя.
И, пожалуйста, не говорите «это же девочки» или «это же мальчики». Мы с вами можем намного больше, чем просто отмахнуться от проблемы, взвалив все на пол.
Источник: smceducationblog.tumblr.com