Вчера мы начали цикл статей о непростом выборе родителей будущих первоклашек между школой или школой-садом.
Сегодня эстафету ответов подхватывает Светлана Ройз, детский, семейный психолог, Член Европейской профессиональной психотерапевтической Лиги.
В решении столь важного вопроса обязательно необходимо учитывать массу индивидуальных аспектов. Я могу набросать лишь канву возможностей, вероятностей. Важно помнить, что любые общие рекомендации могут не относиться к конкретному ребенку.
Ситуация 1: ребенок единственный в семье, не имеет опыта общения со старшими братьями/сестрами и ему еще нет 7 лет.
В таком случае ему лучше выбирать школу садиковского типа, причем, чем меньше детей в классе, тем лучше. У 6-летнего ребенка еще не вызрели некоторые доли мозга, которые обеспечивают успешное обучение в школе, и нервная система не способна выдержать предполагаемую нагрузку. Школа-сад в данном случае — оптимальный вариант. В ней есть возможность гулять, уроки по 35 минут, более безопасное пространство и отношение к деткам как к детям, а не как ко «взрослым школьникам». Там снова-таки более щадящая нагрузка с домашними заданиями. За физическими потребностями деток тут наблюдают тщательнее, чем в общеобразовательной школе, например, напоминают ходить в туалет.
По каким же внешним признакам мы можем понять, что ребенку нужно больше внимания?
Это ребенок:
- гиперчувствительный
- с высокой эмоциональной нестабильностью (скачки эмоций)
- сложно засыпает
- перевозбуждается после общения с другими детьми
- не выносит тугой одежды (у девочек отказ носить колготки, у мальчиков водолазки с высокой горловиной – это связано с гипоксией при родах)
- сложно удерживает концентрацию внимания
- с частыми скачками температуры
- имеет сложности с процессом мытья головы (он не дает мыть голову, плачет – это следствие преждевременного истечения вод в родовом процессе)
Все это не симптомы болезни. Это признаки того, что ребенку нужно чуть более щадящее отношение. Детям с такими характеристиками, возможно, нужно будет чуть больше времени на адаптацию к школе. Это подразумевает мягкий переход к режиму школы, например, тренируемся вставать и укладываться спать раньше еще с лета.
Наша задача сделать поход в школу безопасным. Если принято решение отдавать его все-таки в общеобразовательную школу, необходимо предварительное знакомство с преподавателем. Идеальный вариант – начать заранее посещать кружок, который ведет будущий преподаватель. Можно у этого же педагога взять несколько уроков. Желательно познакомиться с кем-то из одноклассников. Чудесно, если там будут детки из его садика, если совсем новые – то можно познакомиться заранее и провести время вместе на досуге, в том же ТРЦ. Это нужно для того, чтобы в начале учебного года ребенку нужно было затрачивать меньше сил хотя бы на построение коммуникаций.
Ситуация 2: ребенку до 7 лет, но у него есть старшие брат/сестра уже школьники.
Для ребенка быть похожим на старшего – привычная мотивация. А любой младший ребенок хочет зеркалить старшего брата/сестру.
Но это совершенно не означает, что он готов к школе. А может готов, но не физически, а лишь интеллектуально. Ведь младшие детки, как правило, развиваются интеллектуально быстрее. Но помните, что на уроках он присутствует физически. На работу мозга уходит 70% энергии тела. И если тело не окрепло, не трудно догадаться, что будет, если этот мозг хорошенько загрузить. Тело может не успевать справляться с нагрузками и болеть.
Потому важно внимательно наблюдать за ребенком. Если детей в семье 2-3, у каждого из них свои потребности и возможности. И если один легко адаптировался к школе, совершенно не обязательно, что так же будет с другим.
В следующих частях цикла мы продолжим разговор о типах мотивации деток к школе, и, собственно, выборе самой школы.