Корни психологической устойчивости

14 ноября, 2014

таня недильскаяWoMo попросил психолога, психотерапевта по методу позитивной терапии и арт-терапевта  Татьяну Недильскую рассказать, как она развивает психологическую устойчивать у своего сына Тимофея (2 года 5 месяцев).

О воспитании психологической устойчивости у ребенка

Для начала я определяю, что такое для меня психологическая устойчивость вообще: это, прежде всего, сохранение чувства уверенности в себе и умение справляться со своими эмоциями в какой-то трудной фрустрирующей ситуации. Поэтому есть несколько принципов, которых я придерживаюсь со дня рождения сына:

1. Подкрепление и поощрение всех его попыток самостоятельных действий, будь то держать голову или ложку, резать банан или яблоко, одевать штаны или обувь.

2. Жизнь без критики и унижения ребенка: в случае чего делаю замечание его поведению, но ребенок для меня в этот момент, как в анекдоте о еврейской маме: “Изя, и как же ты  такой вот хороший мог сделать такую вот пакость?”.

3. Помощь: если у ребенка что-то не получается, то предлагаю свою помощь. Таким образом он учится тому, что это нормально не уметь все и сразу и что всегда можно попросить кого-то помочь.

4. Трудности на пути: стараюсь не создавать «тепличных условий» с подстеленной соломкой по дороге.  Предлагаю задачи в быту или в игре, посильные для ребенка (когда сложно, но возможно), чтобы закрепить ситуации успеха, когда он с такими трудностями успешно справился.

5. Разрешение на проявление любых эмоций. Сын еще маленький, поэтому я называю эмоции, которые он может чувствовать в той или иной ситуации.  Это помогает ребенку понять, что с ним происходит и дает чувство, что его принимают не только тогда, когда он бодр и весел, но и тогда, когда он злится, боится, грустит.

6. Умение распознавать эмоции других людей: озвучиваю, что я чувствую в тот или иной момент; играем в игры, в которых нужно называть эмоции (сейчас это делаю я); рассматриваем картинки в книгах или в момент чтения тоже обращаю внимание на выражение лиц героев книги и на их чувства.

7.  Слезы тщетности. Если ребенок с чем-то не справляется сам, помощь не принимает в этот момент, требует чего-то запрещенного или невозможного, начинает плакать, то вначале предлагаю альтернативу. Если не ведется, а продолжает плакать, то просто нахожусь рядом, обнимаю (если разрешает), могу что-то поддерживающее говорить, могу просто рядом молчать, при этом всегда готова к контакту, о чем демонстрирую открытым взглядом и распростертыми объятиями. Даю выплакаться, даю утешение и … опять предлагаю альтернативу.  Таким образом ребенок учится проживать эмоции, связанные с принятием невозможного, при этом эмоции не блокируются, а выходят наружу вместе со слезами, говорят, что лечебными.

8. Любовь. Говорю сыну: «Я тебя люблю» часто и в совершенно разных ситуациях. Когда знаешь, что есть кто-то, кто тебя любит, можно выдержать не только любое «зачем», но и любое «как». Ницше говорил: “Если знаешь «зачем», то выдержишь любое «как».

О возрасте, когда нужно начинать воспитывать психологическую устойчивость

Лично мне кажется, что это важно делать с рождения, просто в разном возрасте, на разных уровнях и разными способами. И еще думаю, что начинать это тоже никогда не поздно, просто с возрастом будет несколько сложнее это делать, так как нужно будет не только привить новое, но и искоренить старое.

Как понять, что ребенок устойчив к стрессам и фрустрации 

Есть несколько моментов, на которые я обращаю внимание.

1. Как чувствует себя ребенок в случае неудачи, трудности, сохраняет ли после этого чувство уверенности в себе. Если расстраивается, злится, то насколько часто и насколько интенсивно.

2. Насколько ребенок самостоятелен, решителен и изобретателен.

3. Проживает ли он эмоцию  и отпускает по случаю неудачи.  «Застревает» в ней либо, наоборот, «вытесняет».

4. Отношение к трудностям и препятствиям: замечает ли их, пытается ли избегать, как «разруливает» трудную ситуацию.

5. Умеет ли ребенок просить о помощи, если да, то в какой форме он это делает.

6. Умеет ли давать поддержку другим людям.

7. Как реагирует на отказ, умеет ли принимать его.

8. Как реагирует на успех свой и других детей, людей.

И еще важный момент, о котором нужно помнить родителям. Когда вы оцениваете психологическую устойчивость ребенка,  обязательно учитывайте  возраст ребенка, его возрастные возможности и характеристики, а также его индивидуальные особенности: тип нервной системы, темперамент. Бывают дети, у которых повышенная чувствительность ко всему от самого рождения и к ним нужен особый подход.