WoMo попросил психолога, психотерапевта по методу позитивной терапии и арт-терапевта Татьяну Недильскую рассказать, как она развивает психологическую устойчивать у своего сына Тимофея (2 года 5 месяцев).
О воспитании психологической устойчивости у ребенка
Для начала я определяю, что такое для меня психологическая устойчивость вообще: это, прежде всего, сохранение чувства уверенности в себе и умение справляться со своими эмоциями в какой-то трудной фрустрирующей ситуации. Поэтому есть несколько принципов, которых я придерживаюсь со дня рождения сына:
1. Подкрепление и поощрение всех его попыток самостоятельных действий, будь то держать голову или ложку, резать банан или яблоко, одевать штаны или обувь.
2. Жизнь без критики и унижения ребенка: в случае чего делаю замечание его поведению, но ребенок для меня в этот момент, как в анекдоте о еврейской маме: “Изя, и как же ты такой вот хороший мог сделать такую вот пакость?”.
3. Помощь: если у ребенка что-то не получается, то предлагаю свою помощь. Таким образом он учится тому, что это нормально не уметь все и сразу и что всегда можно попросить кого-то помочь.
4. Трудности на пути: стараюсь не создавать «тепличных условий» с подстеленной соломкой по дороге. Предлагаю задачи в быту или в игре, посильные для ребенка (когда сложно, но возможно), чтобы закрепить ситуации успеха, когда он с такими трудностями успешно справился.
5. Разрешение на проявление любых эмоций. Сын еще маленький, поэтому я называю эмоции, которые он может чувствовать в той или иной ситуации. Это помогает ребенку понять, что с ним происходит и дает чувство, что его принимают не только тогда, когда он бодр и весел, но и тогда, когда он злится, боится, грустит.
6. Умение распознавать эмоции других людей: озвучиваю, что я чувствую в тот или иной момент; играем в игры, в которых нужно называть эмоции (сейчас это делаю я); рассматриваем картинки в книгах или в момент чтения тоже обращаю внимание на выражение лиц героев книги и на их чувства.
7. Слезы тщетности. Если ребенок с чем-то не справляется сам, помощь не принимает в этот момент, требует чего-то запрещенного или невозможного, начинает плакать, то вначале предлагаю альтернативу. Если не ведется, а продолжает плакать, то просто нахожусь рядом, обнимаю (если разрешает), могу что-то поддерживающее говорить, могу просто рядом молчать, при этом всегда готова к контакту, о чем демонстрирую открытым взглядом и распростертыми объятиями. Даю выплакаться, даю утешение и … опять предлагаю альтернативу. Таким образом ребенок учится проживать эмоции, связанные с принятием невозможного, при этом эмоции не блокируются, а выходят наружу вместе со слезами, говорят, что лечебными.
8. Любовь. Говорю сыну: «Я тебя люблю» часто и в совершенно разных ситуациях. Когда знаешь, что есть кто-то, кто тебя любит, можно выдержать не только любое «зачем», но и любое «как». Ницше говорил: “Если знаешь «зачем», то выдержишь любое «как».
О возрасте, когда нужно начинать воспитывать психологическую устойчивость
Лично мне кажется, что это важно делать с рождения, просто в разном возрасте, на разных уровнях и разными способами. И еще думаю, что начинать это тоже никогда не поздно, просто с возрастом будет несколько сложнее это делать, так как нужно будет не только привить новое, но и искоренить старое.
Как понять, что ребенок устойчив к стрессам и фрустрации
Есть несколько моментов, на которые я обращаю внимание.
1. Как чувствует себя ребенок в случае неудачи, трудности, сохраняет ли после этого чувство уверенности в себе. Если расстраивается, злится, то насколько часто и насколько интенсивно.
2. Насколько ребенок самостоятелен, решителен и изобретателен.
3. Проживает ли он эмоцию и отпускает по случаю неудачи. «Застревает» в ней либо, наоборот, «вытесняет».
4. Отношение к трудностям и препятствиям: замечает ли их, пытается ли избегать, как «разруливает» трудную ситуацию.
5. Умеет ли ребенок просить о помощи, если да, то в какой форме он это делает.
6. Умеет ли давать поддержку другим людям.
7. Как реагирует на отказ, умеет ли принимать его.
8. Как реагирует на успех свой и других детей, людей.
И еще важный момент, о котором нужно помнить родителям. Когда вы оцениваете психологическую устойчивость ребенка, обязательно учитывайте возраст ребенка, его возрастные возможности и характеристики, а также его индивидуальные особенности: тип нервной системы, темперамент. Бывают дети, у которых повышенная чувствительность ко всему от самого рождения и к ним нужен особый подход.