Меню войны: как полномасштабное вторжение сменяет пищевые привычки украинцев?

16 октября, 2024

На какие продукты переходят потребители и как выглядит типичный рацион украинцев? На каких категориях экономят, а какие режут в последнюю очередь? Делают ли запасы и каким образом готовятся к холодному сезону? Как отличаются стратегии выживания в зависимости от возраста и места проживания? На эти и другие вопросы относительно изменения пищевых привычек граждан искали ответы аналитики исследовательской компании во время специального опроса к New Food Summit 2024.

Почти половина опрошенных украинцев (49%) говорят, что их пищевые привычки изменились с начала полномасштабного вторжения. Среди молодежи в возрасте 18-34 года этот показатель даже выше — 54%.

Читайте также: Время приема пищи не играет важную роль в похудении — исследование

Среди ключевых факторов, влияющих на изменение в привычках питания, респонденты называют повышение цен на продукты питания, длительный стресс и атаки врага с их последствиями.

Однако при детализированной оценке стресс (83%) занимает первое место среди факторов влияния на изменение пищевых привычек. Из-за стресса и эмоционального истощения половина опрошенных украинцев питаются нерегулярно (49%), а также употребляют больше нездоровой пищи (42%), имеют пониженный аппетит (41%) и пропускают некоторые приемы пищи (41%). 19% респондентов также указали, что стали употреблять больше алкоголя.

Из-за роста цен на продукты питания во время войны почти две трети (64%) опрошенных выбирают более дешевые продукты, почти половина респондентов чаще готовят еду дома (48%).

Блекауты также имеют ощутимое влияние на пищевые привычки украинцев. Последствием отключений электричества, отопления или воды респонденты чаще всего называют то, что отдают предпочтение продуктам длительного хранения (59%) и холодной пище (50%).

“Жизнь в войне и опыт блекаутов сделали украинских потребителей закаленными. Люди перестраивают свой режим питания и адаптируют привычки. При этом треть опрошенных имеют альтернативные источники электроэнергии, еще треть имеют альтернативные средства разогрева и приготовления пищи. И лишь 34% опрошенных рассматривают возможность выезда из населенного пункта или страны в случае затяжных блекаутов”, — комментирует Евгения Близнюк, социолог, основательница и директорка исследовательской компании Gradus Research.

Война заставила украинцев сократить бюджет на питание. Наиболее сильные изменения ощутимы среди респондентов возрастной группы 56+ лет — среди них доля тех, кто экономит, составляет 77%.

К категориям, на которых больше всего экономят, попали кондитерские изделия (49%) и рыба и морепродукты (48%). Тогда как категории базовых продуктов сокращение бюджетов почти не коснулось — на хлебе, масле, муке, крупах, овощах и яйцах экономят лишь 11% респондентов.

Исследование проведено исследовательской компанией Gradus Research методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении Gradus. Выборка отражает структуру населения городов с численностью жителей более 50 тысяч в возрасте 18-65 лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и региону, за исключением временно оккупированных территорий и территорий ведения активных боевых действий. Период проведения поля: 8 октября 2024 года. Размер выборки: 1000 респондентов.

Читайте также: 

Присоединяйтесь к нашим соцсетям, чтобы быть в курсе всех важных новостей и событий: FacebookTelegramInstagram