Надежда Омельченко: “Когда хорошие привычки выработаны и зафиксированы, жить становится удобнее”

24 декабря, 2020

Надежда Омельченко – предприниматель, вице-президент компании «ИТ-Интегратор», соосновательница киевских арт-баров «Лиса гора» та «Хмільна муза». Мы пообщались с Надеждой о том, как современной занятой женщине оптимально построить свой день, что всегда нужно делать самой, а что можно делегировать надежному человеку или гаджету.

О балансе work/life

Если говорить о людях на топовых позициях, то никакого баланса в классическом смысле слова нет и, наверное, не может быть. Нет границ: вот с 9 до 18 — это работа, а остальное — жизнь. Есть некая интеграция работы в жизнь, и здесь главное не расписание, по которому включать-выключать работу, а соотношение напряжения и расслабления. Нельзя быть постоянно напряженным, как и нельзя быть постоянно расслабленным.

Топ-менеджмент — это постоянный когнитивный процесс. Иногда интересные идеи для бизнеса приходят в голову, например, во время пробежки. Точно так же и во время работы тебя может осенить идея, касающаяся каких-то домашних вопросов. Топ-менеджер — это болид, который мчит на огромной скорости, и многое зависит от команды, которая обеспечивает эту скорость, от того, насколько эффективно ты сумел автоматизировать процессы, делегировать полномочия.

О планировании

Начинающие управленцы обычно по максимуму используют инструменты для планирования. У более опытных менеджеров как правило все немного иначе: есть определенные принципиальные моменты, строго зафиксированные в плане, а есть текущие задачи. Не нужно забывать, что у топ-менеджера случаются ЧП почти каждый день. Это нельзя запланировать, нужно просто быть готовой к ним, быть гибкой. Думаю, что планировать нужно не столько задачи, сколько результаты.

Инструменты планирования, которыми чаще всего пользуюсь я, — это заметки в Viber и приложение по производительности Productive, нравится Google Keep. В компании мы используем планировщик задач Microsoft Teams.

Об источнике сил

Когда ты занята умственным трудом, быт может отнимать слишком много времени, и тогда ты вообще не отдыхаешь. Поэтому первоочередная задача – оптимизировать быт: что-то упростить, что-то перепоручить. Мои бытовые привычки четко регламентированы. Когда-то я читала о том, как жили великие философы, в частности Кант и Шопенгауэр, то у них был железный распорядок, они почти ничего не меняли в своем дне, были неприхотливы в еде, сон и прием пищи строго по расписанию. Я думала: почему они загнали себя в такой режим? А вот в этом году, когда заданий было намного больше, чем обычно, я поняла, что в быту основные моменты нужно закрепить. Когда хорошие привычки выработаны и зафиксированы, жить становится удобнее.

Например, я встаю в четко определенное время, точнее, мы с мужем встаем рано и, пока ребенок спит, имеем возможность пообщаться. И вот тут есть один очень важный для меня момент: первая чашка кофе, которую он неизменно готовит для меня. Это заряд любви, который я получаю на целый день. Ведь вечером, когда я прихожу с работы очень уставшей от коммуникации, конфликтов, бешеного ритма, мне нужно побыть в тишине, на диване, с чаем, книгой, пока я не разгружусь и не приду в себя. Сейчас я перечитываю много классики. Все, что вокруг происходит, — это чистая достоевщина, поэтому в данный период Достоевский — мой выбор. Я читаю и нон-фикшн, например, из последнего очень понравилась книга Ольги Гуцал «Якщо стрибнули, то гребіть», очень советую тем, кто хочет понять, какими этапами развиваются компании и команды.

О доме и «умных» помощниках

Когда я создавала свой дом, то понимала, что он должен максимально отличаться от офиса. Поэтому никаких холодных дизайнов, лофта, наоборот, все максимально мягко и уютно.

Я люблю готовить, но делаю это только по выходным, в будни никак не получается. Люблю делать уборку, но главное в ней — оставить кабинет с книжными полками напоследок, иначе я нахожу какую-то книгу и берусь за чтение, а уборка на этом заканчивается. Уборка — это упорядочивание пространства, своего рода медитативная практика.

Я ярый поклонник гаджетов. Часто беру только что появившиеся на рынке устройства, чтобы оценить их возможности. Ничего удивительного, ведь я топ-менеджер IT-компании, а наше новое направление — Internet of Things. Я с интересом наблюдаю, в каких масштабах эта технология развивается в Китае. Например, я сейчас жду, когда мне пришлют Moley Kitchen — первую в мире роботизированную кухню. Это не просто набор кухонных гаджетов, а целая умная система.

У меня дома установлен Smart House, который позволяет подключать к системе все новые гаджеты. Таким образом, это не только регуляция температуры, влажности воздуха в доме, это еще и автоматизация многих других домашних работ.

Например, робот-пылесос iRobot можно подключить к «умному» дому, я могу программировать регулярную уборку в те моменты, когда дома никого нет. Правда, нужно не забывать поднимать мелкие предметы, которые робот может засосать: игрушки, провода от зарядок, наушники и тому подобное. iRobot быстро обучается и составляет карту дома: запоминает, где и что у вас стоит, где какие комнаты находятся. Думаю, что карантин, локдаун увеличат спрос на гаджеты для уборки, потому что мы дома, но, парадоксально, при этом времени у нас стало меньше.

Три совета по тайм-менеджменту

1)Тщательно продумайте свой распорядок дня. Будьте дисциплинированны. Для того чтобы быть гибким в бизнес-задачах, сохраняйте утренние и вечерние ритуалы.

2)Сформируйте команду поддержки. Если вы что-то не успеваете, у вас дома должен быть надежный человек или гаджет, который подстрахует и все сделает вовремя.

3)Учитесь вести дела параллельно. В вашем распорядке дня не должно быть «мертвого времени»: используйте эффективно, например, периоды, когда вы в дороге.