
В том, что женщины становятся художницами, нет ничего особенного. Нет смысла разделять работы на созданные мужчинами или женщинами. Единственный гендерный факт, которому нужно уделить внимание, это то, что женщин в профессиональном искусстве намного меньше, чем мужчин.
Если открыть каталог групповой художественной выставки или аукциона — на сотню мужских фамилий приходится максимум десять женских. Причин тому множество. Во-первых, так сложилось исторически: до XIX века женщины официально не могли получать художественное образование, разве что в мастерской отца или братьев. Долгое время также женщинам не разрешалось рисовать обнаженную натуру, а лучше просто быть «хранительницами домашнего очага» и не соваться в искусство. Впрочем, есть достаточно мест в мире, где дела обстоят примерно так же и сегодня.
Сегодня в Украине нет недостатка в талантливых женщинах, которые профессионально пишут картины, рисуют акварелью, создают скульптуру и работают в новых художественных техниках. Составлять рейтинг украинских художниц было бы необъективно. Мы хотим обратить внимание на пять современных авторов, очень разных по своему темпераменту и уникальных в своей художественной манере. Очень рекомендуем следить за их деятельностью – созданные ими работы успешно продаются на аукционах, представлены на музейных выставках, хранятся в достойных коллекциях.
Наталья Корф-Иванюк
Наталья Корф-Иванюк (род. 1985) – современная украинская художница. Училась и преподавала в Полтавском университете на кафедре изобразительного искусства. Активно участвует в профессиональных конкурсах, в международных и украинских пленэрах. Создав семью с молодым живописцем Алексеем Иванюком, она стала частью творческой династии – родители Алексея тоже художники.
Наталья Корф-Иванюк работает в смешанных техниках на полотне, предпочитая крупные форматы работ. Две основные серии последних лет – исполинские полуабстрактные цветы и геометрические орнаменты тканых ковров, соответствующие определенным областям Украины.
- Н. Корф-Иванюк, «Букет роз», 2019
- Н. Корф-Иванюк, «Букет», 2019
- Н. Корф-Иванюк, «Ковры. Гуцульский», 2018
- Н. Корф-Иванюк, «Ковры. Барвинок», 2018
Яркие, на грани фигуратива и абстракции, натюрморты, кажутся объемными благодаря насыщенным сочетаниям на контрастном фоне. Огромные домашние растения будто заполняют собой окружающее пространство.
В более поздних произведениях художницы цветы перестают быть натюрмортом. Теперь они объединены в геометрический орнамент. Эти работы из серии “Ковер” являются аллюзией на старинные этнические украинские мотивы. Дух украинской культуры всегда наполнял произведения Корф-Иванюк. Обращаясь к истокам, Наталья интерпретирует традиционное ремесло на современный лад. Она считает, что изображения ковров — не просто игра цветовых сочетаний на полотне. По ее мнению, — это история, зафиксированная в символах и знаках.
Летом нынешнего года у Корф-Иванюк уже состоялась персональная выставка (совместно с Александром Мирошниченко). Новая серия живописных полотен совсем не похожа на предыдущие – в этот раз художница работала с темой обнаженного женского тела в нежных пастельных тонах.
Работы Натальи Корф-Иванюк находятся уже в нескольких украинских музеях: в Музее современного искусства в Киеве, в музее Ивана Миколайчука (Черновицкая область), в Полтавском художественном музее. А также в частных коллекциях разных стран мира: Украины, России, Канады, Франции, Германии.
Нина Мурашкина
Молодая художница Нина Мурашкина (род. 1985) живет на два дома – в Киеве и Барселоне. Она не ограничилась и одним профильным вузом: сначала было художественное училище в Донецке, затем — Харьковская академия дизайна и искусств. После Нина училась в Киеве в художественной академии и выиграла грант на продолжение обучения в Польше.
Мурашкина — мультидисциплинарный художник. В живописных работах работает с большими форматами, иногда выбирает нетрадиционную круглую форму холста. Часто добавляет в картины листы сусального золота. Графические работы выполняются тушью. В свойственной ей театральной манере рассказывает на YouTube-канале о своем искусстве. И совсем недавно Нина Мурашкина выпустила серию коллекционных керамических тарелок с черно-белыми эротическими рисунками. А два года назад вышел ее шикарный арт-бук Ninochka – эстетский альбом с эротической графикой.
- Н. Мурашкина «I fly», 2018
- Н. Мурашкина, «Mirror», 2019
- Н. Мурашкина, «Тhe queen of your tears»
- Н. Мурашкина, «Еat me», 2020
- Н. Мурашкина, «Go ahead», 2020
В своих работах Мурашкина возводит в культ эротику, изучает психологию сексуальности. Доводит до абсурда драматичность в отношениях между мужчиной и женщиной. Но вопросами межгендерных отношений она не ограничивается. Ей также интересна тема подсознательного выбора и запретов, тема взаимоотношений с матерью как важного этапа взросления. Мурашкиной не присущ сарказм- скорее, интеллектуальная ирония и умение посмеяться над собой.
Художница становится все более успешной коммерчески с каждым годом. Даже во время карантина интерес к ее картинам разных периодов был стойким. Произведения Мурашкиной одинаково хорошо продаются в Украине и за границей. Они также пополняют собрания Центра современного искусства «Ермилов-центр», Одесского художественного музея, и многих частных украинских и зарубежных коллекций. В ноябре этого года Нина планирует провести персональную выставку в одной из киевских галерей.
Ива Павельчук
Заслуженный художник Украины, Ива Павельчук (род. 1968), в первую очередь – исследователь. И в поле ее интересов — практика и теория цвета. Как доктор философии и кандидат искусствоведения, она читает лекции о живописи и цветоведении.
Как художница Павельчук известна своими яркими работами, написанными огромными пастозными мазками. Краска наложена так объемно, что зрители часто автоматически тянутся проверить рукой – высохла ли? Именно этот объем, эта наполненность дают ощущение движения краски на холсте. На первый взгляд работа может казаться хаотичным набором цветовых пятен – но это не так. Подобно мозаике, так создается композиция, где сочетания и контрасты рождают основной сюжет.
- И. Павельчук, «Непринужденность лета», 2008
- И. Павельчук, «Кукушкино счастье», 2016
- И. Павельчук, «Компромисс выбора», 2012
- И. Павельчук, «Искушенный осенью сентябрь», 2015
За последние тридцать лет у Ивы состоялось около 20 персональных выставок. Также она приняла участие в сотне художественных проектов.
Ива Павельчук написала множество книг не только о цветоведении. Ее авторству принадлежат издания об украинском постимпрессионизме, о влиянии японских национальных мотивов на колористику работ украинских авторов ХХ века, о знаменитом живописце Федоре Кричевском.
Художественные произведения Павельчук хранятся в собраниях государственного уровня: Национального музея Т.Г. Шевченко, Национального музея «Киевская картинная галерея», Восточно-Казахстанского областного музея изобразительного искусства им. семьи Невзоровых, в украинском центре народной культуры «Музей Ивана Гончара».
Влада Ралко

Киевскую художницу Владу Ралко (род. 1969) часто можно встретить в районе Львовской площади, неподалеку от художественной академии. Произведения этой художницы очень личные. Даже в ее статном и строгом силуэте тут же угадываются мотивы графической серии «Маленькое черное платье». Неслучайно же о ее стиле и манерах пишет украинское издание Vogue.
Произведения Влады всегда экспрессивны, чувственны, будто оголенный нерв. Женское тело, разорванное и будто вывернутое наизнанку, гипертрофированные внутренние органы — один из основных сюжетов ее работ. Так художник говорит о невидимых внутренних процессах, которые происходят с телом. О том, как эти процессы отражаются (и могут ли отражаться) на внешней поверхности. Образы женщины в ее работах показаны обнаженными не только физически. Вывернутые наружу внутренности как будто символизируют личную уязвимость. Но только сильные и свободные личности могут позволить себе быть настолько обнаженными и откровенными.
- В. Ралко, из серии «Китайский Эротический дневник», 2002
- В. Ралко, «Мальчики», 2006
- В. Ралко, «Дельфины», 2008, из проекта «Военный санаторий»
- В. Ралко, из серии «Киевский Дневник», 2014
- В. Ралко, из серии «Маленькое черное платье», 2013
Некоторые работы Влады можно рассматривать как архивные материалы. Например, серия «Китайский эротический дневник» о личных переживаниях автора, написанная во время совместной с мужем, художником Владимиром Будниковым, поездки в Китай. Или “Киевский дневник”, отражающий события революции на Майдане 2013-2014 гг.
Ралко – одна из самых признанных, успешных и дорогих украинских художников. В 2009 году ее живописная работа “Мальчики” была представлена на торгах престижного аукционного дома Sotheby’s. В 2012 году художница участвовала в Первой Киевской биеннале Arsenale. Около десяти живописных и графических произведений Влады были презентованы и проданы на торгах в киевском “Золотом Сечении”.
Этим летом во Львове (сразу на трех локациях: Дворце Лозинского, Дворце Потоцких и в Музее И. Г. Пинзеля), можно посмотреть большую ретроспективу работ Влады Ралко (с 2002 по 2020 год). Выставка под названием «Между своим и тем самым» продлится до 31 августа.
Валерия Трубина
Валерия Трубина (род. 1966) — представительница украинской «новой волны» в искусстве. Начало ее становления как художника пришлось на времена перестройки. Тогда же Трубина была одной из немногих женщин-живописцев знаменитого киевского сквота «Парижская коммуна».
Живописные работы Валерии Трубиной очень эстетичны. В них есть что-то театральное — будто занавес открывается и, как на авансцене, перед зрителем предстают образы из снов. Они сумеречные и таинственные, в них чувствуется отрешенность от реального мира: эффект усиливается благодаря использованию голубого, синего, фиолетового оттенков. В этом вся Трубина и ее философское отношение к жизни — как к иллюзии, как к сновидению. За работами из этой серии, особенно 1990-х годов, идет «охота» — они являются самыми востребованными на украинском художественном рынке.
- В. Трубина, «Сумерки в парке», 1993
- В. Трубина, «Вечерние огни», 2003
- В. Трубина, «Белый балкон», 1998
- В. Трубина, акварель «Голубые деревья на холме», 2007
- В. Трубина, «Таинственный сад», 1999
Валерия также работает с графикой. Акварели последних лет — очень живые, даже жизнерадостные. В этой внешней красоте есть место теме духовности, познания себя и своего места в этом мире.
Почти 27 лет Трубина живет в США, эмигрировав еще в 90-х. Точнее, в 1993 году она, как участница выставки “Ангелы над Украиной”, отправляется в Эдинбург (также в этом проекте участвовали Арсен Савадов и Георгий Сенченко, Александр Гнилицкий и Александр Ройтбурд). Но после поездки в Шотландию Трубина не возвращается в Киев. Поработав несколько месяцев в местной арт-резиденции, она окончательно переезжает в Чикаго, после — в Калифорнию, где живет и сегодня.
Несколько произведений Валерии Трубиной находились в нашумевшей коллекции Градобанка, которая была передана в дар Национальному художественному музею Украины. Также ее работы представлены в коллекциях Нортона Доджа в Нью-Йорке, Государственной Третьяковской галерее в Москве, в частных коллекциях в Украине, США, Великобритании, Швеции, России.