Нестыдные бизнес-провалы

08 ноября, 2019
Close up photo beautiful she her lady red lipstick pomade hand arm palm raised hair curls flight unexpected epic fail wear casual striped white blue t-shirt clothes isolated orange bright background.

Сейчас много говорят об успешных предпринимателях, а что происходит с теми, кто терпит неудачу? Чаще всего они не говорят о своих провалах – из-за стыда, из боязни осуждения… Но так и они, и мы упускаем возможность для роста. Такое мнение на TEDx высказала Летисия Гаска, соучредитель движения Fuckup Nights и исполнительный директор Института неудач (Failure Institute). Она предлагает посмотреть на провалы предпринимателей под другим углом.

 

Если бы мы сейчас находились в 800 г. до н.э. в Греции, то увидели бы, что разорившиеся купцы были вынуждены сидеть на рынке с корзиной на голове. В средневековой Италии предпринимателей с долгами выводили на городскую площадь полностью нагими, где они должны были биться ягодицами о специальный камень, а толпы людей насмехались над ними. Во Франции XVII века неудачливых торговцев выводили в центр рынка и публично объявляли об их банкротстве. Чтобы избежать немедленного ареста, они обязаны были носить зеленые шляпы – так всем было понятно, что они разорились. Конечно, это крайние меры. Однако важно помнить: чрезмерно наказывая неудачников, мы подавляем инновации и развитие бизнеса – драйверы экономического роста в любой стране.

Сейчас мы не унижаем предпринимателей за неудачу публично, а они не рассказывают о своих провалах в соцсетях.

Я думаю, всем нам знакома горечь поражения, но мы не делимся подробностями этого опыта. Я точно это знаю, поскольку сама была в такой ситуации.

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Опыт собственного провала

У меня был неудачный бизнес, и рассказывать об этом было очень тяжело. Мне потребовалось семь лет и огромная поддержка моих друзей.

Во время учебы в бизнес-колледже я познакомилась с группой местных женщин. Они жили бедной сельской общиной в штате Пуэбла в центральной Мексике. Женщины изготавливали прекрасные изделия ручной работы. Когда я увидела их, мне захотелось помочь этим женщинам.

Вместе с друзьями мы организовали социальное предприятие. Нашей миссией было помочь женщинам найти источник доходов и улучшить качество жизни. Мы все сделали по учебнику, как нас учили в бизнес-школе: нашли инвесторов, потратили кучу времени, пытаясь построить бизнес и обучить женщин. Но вскоре поняли, что мы профаны. Предметы ручной работы не продавались, а составленный нами бизнес-план был совершенно нереалистичным. Мы несколько лет работали без зарплаты, надеясь, что случится чудо, что внезапно появится крупный покупатель, и тогда бизнес начнет приносить доход. Но чуда не произошло.

Нам пришлось закрыть бизнес, и это разбило мне сердце. Я начинала дело, чтобы помочь рукодельницам изменить жизнь к лучшему, а получилось наоборот. Мне было так стыдно, что я решила не упоминать об этой неудаче ни в беседах, ни в резюме. Я не знала других банкротов, и мне казалось, что я единственный неудачник в мире.

Семь лет спустя на встрече с друзьями мы болтали о жизни предпринимателей и, конечно, затронули тему провалов. Я решила поделиться с ними историей моего провального проекта, они рассказали похожие истории. И я поняла: все мои друзья тоже неудачники!

Я не спала всю ночь, поскольку пришло осознание того, что:

а) я не единственный неудачник в мире;

б) все мы скрываем какие-нибудь неудачи.

Я поняла, что признание собственных провалов делает нас сильнее, а не слабее.

Признание собственной уязвимости позволило мне общаться с людьми глубже и результативнее, а также усвоить жизненные уроки, которые раньше прошли бы мимо.

После этой ночи обмена историями мы решили создать платформу, на которой люди могут поделиться своими историями банкротства, и назвали ее Fuckup Nights. А спустя несколько лет мы создали исследовательский центр, который занимается историями провалов и их последствиями для бизнеса, людей и общества, и, поскольку нам нравятся крутые названия, назвали его Институтом провалов.

Теперь, рассказывая со сцены историю своего провала, предприниматель наслаждался своим опытом, а не смущался от стыда, как это было в прошлом. Это стало возможностью поделиться усвоенным уроком и сформировать эмпатию. А когда члены команды делятся неудачами, случается невероятное: связи делаются прочнее, а сотрудничество становится гибче.

Реакции и последствия неудач

В ходе наших мероприятий и исследований мы обнаружили несколько интересных фактов. Например, мужчины и женщины по-разному реагируют на провалы. Типичная реакция среди мужчин – начать новый бизнес в течение года после банкротства, но в другом секторе. Женщины же решают найти работу и отложить создание нового бизнеса. Мы предполагаем, что так происходит потому, что женщины больше страдают от синдрома самозванца: им кажется, что чего-то не хватает, чтобы быть хорошим предпринимателем. Но обычно у женщин есть все, что нужно, просто необходимо сделать шаг. А мужчины считают, что обладают достаточными знаниями, которые можно применить в более удачном месте.

Другая интересная находка состоит в том, что предприниматели в разных регионах по-разному справляются с провалом. Например, самая типичная реакция в Америке – это снова пойти учиться, а в Европе – пойти к психологу.

Мы не знаем, какая реакция лучше, но изучим это в будущем.

Еще один интересный факт – это влияние государственной политики на обанкротившихся. Например, в моей стране, Мексике, нормативно-правовая база настолько сложна, что закрыть бизнес стоит больших затрат времени и денег. Начнем с денег. В лучшем случае (когда у вас нет проблем с партнерами, поставщиками, клиентами, рабочими) официально закрыть бизнес стоит $2 тыс. Это большая сумма для Мексики. Для получающего минимальную зарплату необходимо работать 15 месяцев, чтобы накопить эту сумму. Теперь поговорим о времени. В большинстве развивающихся стран среднее время жизни бизнеса составляет два года. В Мексике процесс официального закрытия бизнеса занимает два года. Что происходит в данном случае? Это снижает желание открыть новый бизнес и способствует развитию теневой экономике.

Действительно, исследования показали, что если процесс заявления о банкротстве занимает меньше времени и денег, то больше новых фирм выходит на рынок. По этой причине в 2017 году мы предложили государству несколько рекомендаций в отношении процедуры официального закрытия бизнеса в Мексике. В течение целого года мы работали с предпринимателями со всей страны и с конгрессом, и нам удалось поспособствовать изменению закона. Идея в том, чтобы, когда новый закон вступит в силу, предприниматели могли закрывать свой бизнес онлайн, что быстрее и дешевле.

Быстро не значит правильно

Когда мы придумали Fuckup Nights, то не представляли, как вырастет это движение. Сейчас мы в 80 странах. Тогда нашим единственным намерением было вынести тему провалов за стол переговоров, чтобы помочь нашим друзьям понять, что провал не причина для унижений, как это было в прошлом, и не причина для праздника, как говорят некоторые. Я хочу кое в чем признаться: всякий раз, когда я слышу, как какой-то тип из Силиконовой долины или студент хвастается о быстром провале, как будто в этом нет ничего особенного, я съеживаюсь, потому что считаю, что в мантре «провалиться быстро» есть темная сторона.

Конечно, быстрый провал – отличный способ ускорить обучение и избежать лишних трат времени. Но я боюсь, что когда мы говорим предпринимателям, что быстрый провал – их единственный выбор, мы, возможно, поощряем лень или то, что они сдаются слишком рано. Я также боюсь, что культура быстрых провалов может преуменьшать разрушительные последствия провала бизнеса. Когда мое социальное предприятие сдулось, мне пришлось сообщить женщинам, что бизнес провалился и в этом моя вина. Некоторые могут увидеть в этом для себя прекрасную возможность научиться, но на самом деле закрытие этого бизнеса означало гораздо больше: что женщины перестанут получать доход, который им был очень нужен.

Поэтому я хочу предложить избавиться от мысли, что быстрый провал всегда хорошо.

Я хочу предложить новую мантру: осознанный провал.

Мы должны помнить, что бизнес – это люди, предприятие, это не то, что появляется и исчезает магическим образом без последствий. Когда компания рухнет, одни потеряют работу, другие – свои деньги. В случае социальных и зеленых предприятий провал бизнеса может иметь негативное влияние на экосистемы или сообщества, которым они оказывали услуги.

Но что значит провалиться осознанно?

Это значит отдавать себе отчет о влиянии и последствиях провала этого бизнеса. Осознавать извлеченные из этого уроки. И брать на себя ответственность за то, чтобы поделиться с миром этими уроками.

Источник: ted.com

-Читайте также: 25 влиятельных женщин об успехе, любви к себе, радости жизни и здоровье