
Если да, то с какого возраста? С самого рождения или подождать, пока он подрастет и начнет говорить? А если играть с самого рождения, то во что? И как вообще можно играть с беспомощным младенцем? Ему это точно нужно? Он вообще, хоть что-то понимает? Может, просто достаточно его покормить, переодеть, помыть и положить в кроватку? Подобные вопросы возникают у многих молодых родителей. Разобраться в теме игры с малышом нам поможет психолог сети детских клиник «Френдлик» Юлия Панова.
*Заполните небольшую анкету и получите специальное предложение от клиники «Френдлик» для читателей WOMO.
Игра: забава или наука?
Игра – важнейшая часть жизни ребенка, один из основных способов познания мира. В процессе игры дети получают знания об окружающих их предметах и их свойствах и учатся с ними взаимодействовать. И это деятельность, которую ребенок осваивает в сотрудничестве со взрослыми.
Человеческий детеныш рождается очень маленьким и незрелым. С самого рождения у него есть потребность в заботе взрослого — и эта потребность жизненно важная, витальная.
Для полноценного развития малышу необходимо постоянное присутствие своего взрослого — не только забота о его физиологических потребностях, а внимание и любовь. Все это нужно, чтобы у малыша начала формироваться привязанность к своему взрослому.
Начиная с первых дней жизни, младенец избирательно относится к зрительным стимулам внешней среды, особое предпочтение оказывая человеческому лицу. Первые осознанные улыбки малыша появятся при взаимодействии с мамой.
Поэтому, отвечая на вопрос многих мам
— А надо ли играть? А он вообще хоть что-то понимает?
утверждаю:
— НАДО! Понимает!
И тут возникает следующий вопрос:
— А во что тогда играть?
Во что играть с младенцем?
Цель любых игр от рождения и до трех месяцев — это начать закладывать основу для отношений между мамой и малышом, начать строить привязанность.
В этом возрасте стоит отталкиваться от элементов режима дня и придавать обычным действиям эмоциональную окраску. Здесь не будет настоящих игр в полном смысле этого слова — это больше обыгрывание повседневных бытовых ситуаций, добавление в них эмоций и акцента на маму.
Читайте также: Новорожденный: от пришельца до пупса. Почему ваш новенький малыш выглядит не так, как младенцы в кино?
Вот несколько примеров игр для самых маленьких:
• Во время переодевания малыша легко поглаживайте его ножки, ступни, ручки. Перебирайте пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка. При этом можно приговаривать «Мои ножки любимые». Или «А где у сыночка ножки? А вот ножки!»
• «У нашего … (Димочки) маленький носик»
• Положите малыша к себе на колени. Превратите песенку «Серенький козлик» в забавную игру. Наклоняйтесь над ребенком и пойте: «У нашего … (Димочки) маленький носик. Вот так, вот так, маленький… носик».
• Перед последним словом сделайте паузу и дотроньтесь до носика малыша. Точно также поиграйте с ручками, ножками, животиком и т.д.
При всех играх улыбайтесь малышу, смотрите ему в глазки.
Первые игрушки
Для самых маленьких деток лучше использовать однотонные игрушки, а не пестрые. Это могут быть кубики разных цветов — красный, желтый, синий, зеленый; банты из лент, мячик, колечко и так далее.
Привлеките внимание малыша к игрушке, приближая ее на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Убедитесь, что ребенок кратковременно зафиксировал взгляд на игрушке. После этого медленно перемещайте ее вправо, и влево. Вверх и вниз.
Можно повторить игру 2-3 раза. Потом спрятать игрушку.
Окружая малыша любовью и нежностью, создавая атмосферу эмоционального общения, вы способствуете развитию психической активности ребенка.
По мере взросления малыша ваши игры будут усложняться, и вы будете все больше включать его в процесс.
Примеры игр для деток от 3 до 6 месяцев:
• Игра «Зайка»
Когда вы переодеваете малыша, и он лежит на спинке, возьмите его ножки в свои руки, придерживая голеностопный сустав, и двигайте их вперед-назад, вперед-назад.
Приговаривайте:
Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать, малых деток забавлять!
• Игра в Ку-ку с платочком
Начинать играть в нее можно с 3-4 месяцев, и обычно детям еще долго нравится находить маму за платочком и прятаться самим! Играя в эту игру снова и снова, вы учите малыша узнавать близких людей и радоваться им.
• Еще один вариант игры в Ку-ку
Возьмите малыша на руки. Пусть второй взрослый, прячась за вашей спиной, позовет малыша: «А где наш малыш?», и появится из-за другого плеча: «А вот наш …. (имя ребенка)!» И вновь спрячется.
Так, прячась и появляясь, нараспев, с разными интонациями произнося имя малыша, вы научите его радоваться тому, что произносят его имя.
• Игра «Кто зовет малыша?»
Играйте в нее втроем: мама, папа и малыш.
Положите малыша на большую кровать, а сами прилягте рядом, мама с одной стороны, а папа с другой стороны. Пусть вначале мама позовет малыша по имени, нежно и ласково. Когда малыш повернет голову, скажите: «Вот мамочка». Еще раз ласково и нежно позовите его по имени.
Затем пусть папа позовет ребенка, а когда малыш повернет к нему голову, он скажет: «Вот папочка». И вновь позовет малыша.
Играйте в эту игру снова и снова, и ваш малыш начнет различать вас по голосу.
Игра с родителями поможет малышу научиться понимать речь, действовать с предметами. В процессе игр он будет вырабатывать и отрабатывать многие навыки и способности, получит первое представление об окружающем мире. Но самое главное в игре – это общение с родителями. Та забота и любовь, которую малыш получит в первые месяцы своей жизни, очень нужны ему для успешного умственного, физического и социального развития.
Играйте с вашими детками! Помните, что играть с ребенком никогда не бывает слишком рано!