Мы уже рассматривали особенности обучения детей финграмотности как в самом юном возрасте — до 5 лет, так и для более старших — 6-8 лет.
Период развития ребенка 9-11 лет характеризуется:
— быстрым физическим ростом;
— осознанием своего «я»;
— первыми попытками самовыражения и проявлением независимости;
— развитием общественного сознания;
— формированием первых увлечений, не связанных со школьной учебой;
— усилением отождествления себя со сверстниками.
К этому времени дети поняли простые правила поведения в магазине, денежные величины и базовую концепцию цены. Соответственно в это время стоит развивать такие финансовые навыки:
— умение делать покупки, сравнивая товары;
— умение подсчитать сдачу;
— понимание взаимосвязи между временем и деньгами;
— проявление инициативы и предприимчивости;
— понимание стоимости вещей;
— формирование представления о заработанных деньгах;
— умение сводить баланс своих доходов и расходов.
Карманные расходы в 9–11 лет
Остаток. Оговаривайте сразу, что следует делать с деньгами, которые остались после целевых покупок. Например, нужно оговорить, позволяете ли взять остаток себе как часть карманных денег.
Табу. Составьте список «запретных» покупок: например, сигареты. При этом не стоит навязывать ребенку свое мнение, что он должен себе купить на деньги, которые ему даются в личное пользование. Покупая себе жвачки, конфеты и т.д., дети приобретают важный опыт культуры покупателя, опыт самостоятельного выбора товара, анализа между прошлыми покупками и последним выбором и т.п. Они должны сделать свои ошибки в этом возрасте.
Не хватило денег. Если ребенку на что-то не хватило денег, не спешите добавлять. Сначала помогите рассмотреть альтернативы (поход в кино вместо аквапарка), но если ваша финансовая помощь действительно нужна — давайте в долг, заранее согласовав сроки возврата или, например, перезачет в следующем месяце при выдаче карманных денег. Оговорите, что это исключение и расходы нужно планировать точно.
Не пройдя через эту стадию в раннем возрасте, ошибки в обращении с деньгами в будущем будут иметь более серьезные последствия.
Очень важно закрепить знания прикладными играми.