Раннее сексуальное воспитание: правильно отвечаем на вопросы

16 октября, 2014

Анастасия Гарбарук, психолог, управляющая рестораном Baby Rock, соучредитель Доброго Дома «МамаHouse», о правилах и ошибках раннего полового и сексуального воспитания детей в возрасте от 3 до 9 лет.

Половое развитие ребенка начинается с самого рождения как в медицинском, так и в психологическом плане.

Однако если до трех лет дети не осознают своей половой принадлежности, то в норме после 3-4 лет у ребенка происходит четкая идентификация себя как девочки или мальчика.

Именно в этот момент начинается сексуальное развитие ребенка: малыши проявляют интерес к первичным половым признакам как к своим, так и у представителей противоположного пола.

Как вы понимаете, четкая половая идентификация у малыша совпадает с тем самым непростым кризисом трех лет, и об их взаимосвязи нужно знать несколько важных вещей:

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

— первый оргазм ребенок может испытать в возрасте от 3 до 5 лет;

— если преодоление кризиса трех лет прошло неверно, следствием может стать онанизм, в котором малыш будет искать утешение и успокоение.

Так что реагировать на все нужно сдержанно и осторожно.

Как реагировать на прикосновение малыша к гениталиям?

Правило №1 — сохранять полное спокойствие. Малыш познает себя, и это абсолютно природный процесс.

Правило №2 — рассказывать только то, что ребенок хочет знать. Это значит, что вы должны отвечать на четко поставленный вопрос без дополнений. Если ребенок спросил о своих половых органах, не стоит ему читать лекцию по анатомии или описывать весь функционал органа. Только четкий ответ на четкий вопрос.

Правило №3 — не уходить от «неудобных» вопросов. Многие родители руководствуются отговоркой «ты еще маленький», но если ребенок задал вопрос, значит, он для него созрел.

Самые частые варианты рассматривания половых органов:

— в детском саду в кругу сверстников;

— дома, вплоть до попыток снять с родителей нижнее белье, чтобы рассмотреть, «как я буду выглядеть, когда вырасту».

На последний вариант стоит реагировать спокойно. Но здесь важно оставаться родителями, которых  надо уважать и ценить. То есть показать гениталии можно невзначай и ОДИНАКОВЫМ полам (мама+дочь, отец+сын), если же такое произошло случайно, «улыбаемся и машем».  Инициировать показательные выступления точно не стоит!

Последствия неправильных реакций родителей:

— резкая критика интереса мальчика к гениталиям может привести в будущем к занижению его мужской самооценки и комплексу «неспособности удовлетворить женщину»;

— чрезмерная вседозволенность, наоборот, может подтолкнуть к переоценке собственных умений: «никто другой не сделает это лучше, остается самоудовлетворение».

Выход — золотая середина. О ней расскажу ниже.

Как разговаривать «об этом» с детьми?

Тему интимных бесед можно условно разделить на несколько уровней.

Первый уровень — географический.

На этом уровне ребенок представляет себе, как он появился.

Что делать: пользуйтесь правилом, о котором шла речь выше, — только ответ на вопрос. Если поступил вопрос: «Мама, где я был до рождения?», отвечайте: «В животике». Если ребенок не задает дополнительных вопросов, значит, такого ответа ему достаточно.

Второй уровень — изготовление детей.

Дети часто представляют себе, что это существует некий завод, где деток комплектуют под родителей.

Что отвечать на вопрос «как я получился»? Предложите ребенку пофантазировать: «А как ты думаешь?». Выслушав версию малыша, обязательно одобрите ее. А потом скажите: «Дети появляются, когда есть мама и папа, когда они очень любят друг друга, у них в организме есть составляющие — яйцо и семя, и они соединяются. Избегайте лишних подробностей. Помните, нет дополнительных вопросов — не нужно лишней информации.

Третий уровень — переходный.

В 4-5 лет дети начинают представлять процесс деторождения. Каждому ребенку интересно, как же он из животика вышел. Причем закономерно, что у мальчиков этот вопрос возникает позже, чем у девочек.

Что делать: возьмите в помощь энциклопедию или документальную тематическую серию National Geographic. В этот период уже можно называть термины сперматозоид и яйцеклетка.

В этот период дети уже, как правило, понимают, что есть три условия появления детей:

— социальные отношения: дружба, любовь, брак;

— половая связь;

— слияние сперматозоида и яйцеклетки.

Что такое половая связь для ребенка: это когда мама и папа любят друг друга, трогают друг друга, говорят ласковые слова и ложатся вместе спать. Зачастую именно это и есть детское понимание определения половой связи.

Если ребенок задает вам вопрос на эту тему, важно не страшиться и не смущаться. Дети считывают вашу реакцию, и если вы оторопели, то у ребенка складывается осознание: вопрос столь интимен, что его точно не стоит выносить на обсуждение с родителем.

Кстати, не бойтесь, если дети ищут ответы в социуме, обсуждают это со сверстниками. Узнав о таком факте, не осуждайте ребенка, лучше аккуратно разведайте, что он узнал.

Включиться со своими объяснениями стоит только в том случае, если ребенку рассказали совершенно неправильную версию, например, что дети получаются от поцелуев.

В период 4-6 лет у детей нередко присутствуют ролевые игры. Ваша задача убедиться, что ребенок играет персонажа своего пола.

Еще одна характеристика этого возраста — первая влюбленность. Возникновение симпатии для малышей часто обусловлено только внешними данными объекта внимания. Тут ваша задача как родителя — развить эмоциональный аспект вопроса, уточнить, какие эмоции у него вызывает его симпатия.

Вообще, эмоциональная составляющая крайне важна. Зачастую дети оказывают объекту обожания чрезмерно агрессивные знаки внимания именно из-за непонимания и неумения правильно продемонстрировать свои чувства.

В возрасте 6-9 лет у детей начинаются первые сладкие поцелуи, имитация первого сексуального опыта. Нередко у девочек это происходит с представительницами своего же пола, у мальчиков на предметах, продуктах питания (пример: отработка техники поцелуя на помидорах).

Ваши действия: давать ребенку знания о нормах поведения — женщина+мужчина = норма. Остальные вариации — нет. Пожалуй, стоит сказать, что в западных социумах другие варианты тоже есть нормой. Но, главное, не давайте этому факту свою оценку. Не забывайте, что ребенок живет в среде, где окружение и мир может поменяться, он должен быть гибким в своих суждениях.

И напоследок мой ответ на животрепещущий вопрос: как реагировать, если ребенок стал свидетелем интимной сцены родителей?

А такой факт возможен по ряду причин: от банального жилищного вопроса до умышленного подсматривания в силу любопытства.

Вы должны понимать, что ребенок может испугаться, но не самого факта полового акта, а в большей степени бурных эмоций. Чаще всего у детей возникают вопросы именно об эмоциях, а не о самом процессе.

Ваш ответ: ночь — это когда мама с папой могут остаться вдвоем, поцеловаться, обниматься. Делайте упор на эмоции, расскажите, что спальня — это ваш мир, где вы позволяете себе расслабиться, поцеловаться, побыть вместе.

Внимание: осторожничайте со словом «игра», не говорите, что вы «играли», потому что процесс игры вызывает у ребенка азарт.

На вопросы об эмоциональном, звуковом сопровождении процесса отвечайте: «Мы же обнимались, нам было хорошо». Делайте упор, что увиденное ребенком, ваш интим в вашем родительском мире, в спальне — это нормально.

Материал создан на основе лекции «Сексуальное развитие детей» авторства Анастасии Гарбарук. За анонсами следующих лекций следите в нашем Календаре событий. (Место проведения — ресторан «Oxota na Ovets»).