Sale, woman, sale: Как играют на стереотипах в продажах в бизнесе

14 декабря, 2016

circleОксана Байло, коммерческий директор Ekonomika Communication Hub

На днях одна из киевских школ продаж провела тренинг под названием «Женщина-продавец».

Меня очень удивил и даже возмутил такой подход, ибо слишком повеяло сексизмом и гендерными стереотипами. Когда я спросила организаторов, почему они решили разделить продавцов по половым признакам, меня уверили, что у женщин есть свои «фишки» в продажах, и на данном тренинге они будут делиться ими. Отмечу, тренинг был только для дам, что заставило задуматься не только о сексизме, но и радикальном феминизме. Ведь одно дело говорить на определенные темы в контексте гендера с представителями двух полов, и совсем другое — отделять представителей одного пола от другого, говоря то ли о превосходстве, то ли ущербности. И в данном случае уже не так важен контекст, как сам факт. Конечно, понятно, что сейчас много такого рода школ, конкуренция высока, и каждая хочет как-то выделиться на фоне остальных. Но, по-моему, разделять профи или тех, кто хочет ими стать, по половому признаку — уже моветон.

Я начинала продавать и строить отношения с В2В клиентами еще тогда, когда на каждом углу не учили этому. И именно это, на мой взгляд, больше всего помогло мне углубиться в процесс, познать на собственной шкуре падения, взлеты и причинно-следственные связи. Я могу рассказать о том, как заключала миллионные сделки в крупных международных компаниях. О том, как участвовала и побеждала в глобальных международных тендерах. О том, как выполняла план продаж на 400%. Но мне совершенно нечего рассказать о каких-то особых «женских фишках», потому что я признаю лишь профессиональные навыки, если мы говорим о бизнесе.

В продажах В2В у меня были разные руководители: как женщины, так и мужчины, среди них успешные продавцы и не очень, независимо от пола. У меня были разные коллеги: и не только по полу, а еще и по возрасту, национальности, вероисповеданию, уровню профессионализма, чувству юмора. И я ни разу не помню, чтобы кто-то сказал: «Он заключил сделку, потому что мужчина, ему проще» или «Она сделала эту продажу благодаря своим женским фишкам». В серьезном мире крупного бизнеса в В2В продажах не важен ваш пол точно так же, как и ваши предпочтения в еде. Поэтому с таким же «успехом» можно провести тренинг, например: «Вегетарианец-продавец». За 10 лет в продажах я прошла много разных тренингов, в том числе у мировых гуру с огромным практическим опытом за плечами и прикладными кейсами. И я ни разу не услышала ни от одного лектора или консультанта мировых систем продаж о разделении продавцов по половым признакам или о каких-то особых «фишках».

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Я никогда не чувствовала себя ни ущемленной, ни превосходящей кого-то в продажах из-за своего пола. Поэтому я уяснила для себя давно тот факт, что успешный В2В продавец — это человек, обладающий определенными навыками и личной харизмой, совершенно независимо от его пола/национальности/религии/возраста и даже опыта.[traqli_related]

Для успешного заключения сделок в В2В я выделяю три основных качества:

  • навыки и стратегия;
  • чутье и азарт;
  • вера в себя и продукт/решение.

Все эти качества в равной степени могут быть как присущи, так и нет, человеку любого пола.

Мой совет: не слушайте никого, кроме вашего клиента. Вы никогда не научитесь продавать по теории. Ищите клиента и работайте с ним, ошибайтесь, исправляйте ошибки, делайте выводы. Не ждите и не надейтесь, что кто-то вас научит каким-то особым «гендерным фишкам», их просто не существует. Сделать вас успешными могут только ваши навыки, для приобретения которых нужно много и самоотверженно работать.

— Читайте также: «Неженская» энергетика: 6 женщин чувствуют себя отлично в стереотипно «мужских» сферах