Когда 10 апреля 1912 года RMS «Титаник» отправился из Саутгемптона в Нью-Йорк, он был самым крупным в то время океанским лайнером и считался непотопляемым. Символизируя богатство, роскошные вкусы и инженерные амбиции эдвардианской эпохи, его столкновение с айсбергом 14 апреля – и гибель более 1500 человек – ознаменовали конец эры. Даже 113 лет спустя его трагическая история все еще восхищает.
«Титаник» родился в золотой век морских путешествий, когда жесткая конкуренция за пассажиров – от богатых элит до исполненных надежды иммигрантов – подпитывала строительство все более роскошных и амбициозных судов.
В 1907 году компания White Star Line разработала планы строительства «Титаника» и его кораблей-близнецов, «Олимпика» и «Британика», чтобы конкурировать с популярными лайнерами компании Cunard, RMS «Лузытания» и RMS «Мавритания».

Строительство «Титаника»
Построенный четыре года на верфи Harland & Wolff в Белфасте, «Титаник» был шедевром амбиций и масштаба. Его стоимость того времени составляла 1,5 миллиона фунтов стерлингов (около 147 миллионов фунтов стерлингов сегодня), и на него не жалели средств.
Его 16 водонепроницаемых отсеков или переборок – были передовой функцией безопасности, что заставило многих поверить, что он практически непотопляем и является одним из самых безопасных когда-либо плававших кораблей.

Стоимость создания «Титаника» была не только финансовой. Восемь рабочих погибли между закладкой киля и первым спуском на воду, а во время его строительства было зафиксировано 246 травм.

26 000-тонный корпус «Титаника» был спущен на воду 31 мая 1911 г., готов к оснащению, а винты были добавлены позже.

Несмотря на многочисленные неудачи, RMS «Титаник» отправился в свой первый рейс 10 апреля 1912 из Саутгемптона. Перед выходом в Атлантический океан корабль совершил две остановки: в Шербуре на севере Франции и Квинстауне (ныне Ков) в графстве Корк, Ирландия.

Но даже отправка «Титаника» не обошлась без драмы. Уходя от дока в Саутгемптоне, он чуть не столкнулся с другим кораблем. Лишь благодаря быстрой реакции экипажа «Титаника», использовавшего струю воды от винта, чтобы оттолкнуть другой корабль, столкновения удалось избежать. Это было зловещее начало путешествия.

В Квинстауне док оказался недостаточно большим, чтобы принять корабль, поэтому пассажиров и почту перевозили на Титаник небольшими лодками, известными как тендеры.
К счастью, погода в этой части поездки была солнечной и ясной, и сразу после обеда 11 апреля корабль покинул Ирландию, чтобы встретить свою судьбу.
Первый класс
Привлекательность RMS «Титаник» заключалась не только в его размерах – оказавшись на борту, пассажиры были бы удивлены потрясающими интерьерами корабля. Парадная лестница в первом классе имела кованый и стеклянный купольный потолок и дубовые панели.

Пассажиры первого класса могли посетить люкс в мавританском стиле по цене 1 доллар в день. К услугам гостей были паровая комната, горячая комната, охлаждающая комната, комната с умеренной температурой и захватывающее новое изобретение – электрические кровати, которые нагревали тело с помощью ламп.
На средней палубе, рядом с турецкими банями, находился поразительный бассейн для пассажиров первого класса. Новинкой для того времени «купальня» имела 30 футов (9,1 м) в длину и 14 футов (4,3 м) в ширину и была наполнена подогретой морской водой, которая закатывалась в бассейн с моря через резервуар.

Комната для курения первого класса на RMS «Олимпик» была бы похожа на комнату на «Титанике». В то время как дамы после еды удалялись в комнату для чтения и письма – им было запрещено входить сюда – пассажиры-мужчины шли в комнату для курения играть в карты и пить виски.
В уютной комнате для чтения и письма дамы первого класса отдыхали после ужина, а для тех, кто хотел написать родным домой, предоставлялись канцелярские принадлежности White Star Line. Книги также можно было взять в соседней гостиной.
Самыми дорогими на борту были четыре салонных люкса, расположенных на палубе B. Каждый имел гостиную, две спальни, две гардеробные и отдельную ванную комнату и туалет. У них было новейшее современное электрооборудование, включая телефоны и обогреватели.

Те, кто останавливался в одном из четырех салонных люксов, имели доступ к одной из двух частных внутренних прогулочных палуб. Их длина составляла 50 футов (15 м), и они были оформлены в деревянном тюдоровском стиле. Они располагались с обеих сторон «Титаника», предлагая эксклюзивные виды.
Роскошь и статус «Титаника» привлекали богатых и влиятельных бизнесменов, политических деятелей и знаменитостей того времени. Джон Джейкоб Астор IV, считавшийся самым богатым человеком в Америке и владельцем гостиницы «Астория» в Нью-Йорке, путешествовал первым классом. Его семейное состояние оценивалось примерно в 87 миллионов долларов (2,26 миллиарда долларов сегодня). Он погиб на Титанике, оставив жену Мадлен, которая была на пятом месяце беременности.

Среди других известных имен на борту были Исидор и Ида Штраус, владельцы универмага Macy’s. Оба погибли в крушении.
Второй класс
Те, кто путешествовал по второму классу, пользовались удобствами, похожими на первый класс на других лайнерах. Большинство кают второго класса имели спальные места в виде двухъярусных кроватей.

Как и в первом классе, пассажиры второго класса имели доступ к лифтам, таким как этот из RMS «Олимпик». Хотя они не были такими экстравагантными, как в первом классе, где были диваны для отдыха, они все же избавляли пассажиров от необходимости подниматься по лестнице между палубами.
Перед отплытием гостям второго класса позволили осмотреть удобства первого класса «Титаника». Однако никаких подобных роскошей не было доступно тем, кто путешествовал по билету второго класса.

Пассажиры второго класса имели доступ к трем прогулочным зонам, где они могли отдохнуть или прогуляться по палубе. Пассажиры могли арендовать одно из деревянных палубных кресел корабля за три шиллинга или 1 доллар с человека на все путешествие.
Третий класс
По сравнению с другими кораблями, жизнь в третьем классе (трюм) на нижних палубах была комфортной для своего времени. Пассажиры часто спали в каютах на четыре-шесть мест, где размещались либо семьи, либо пассажиры одного пола.

Мужчины и женщины размещались отдельно в противоположных концах корабля: мужчины на носу, а женщины на корме. Хотя для пассажиров третьего класса было много туалетов, было всего две ванны – одна для мужчин и одна для женщин.
Обеденный салон имел стены, покрытые белой эмалью, а столы были общими, что означало небольшую приватность для пассажиров. Пассажирам третьего класса не предлагали выбор блюд из меню, но они каждый день имели свежеиспеченный хлеб и фрукты.


Это была огромная роскошь по сравнению с другими судоходными линиями, которые обычно заставляли пассажиров третьего класса приносить собственную пищу.


Интересные факты о «Титанике»
Паровой корабль SS «Месаба» плавал в тех же водах и передал радиосообщения о большом леде и большом количестве айсбергов. Однако сообщение так и не было передано, и «Титаник» наконец встретил свою судьбу той же ночью.
SS «Мессаба» затонул в 1918 году после атаки германской торпеды во время Первой мировой войны, но в октябре 2022 года обломки корабля наконец-то были найдены; Многолучевая гидролокационная разработка показала, что он раскололся на две части в Ирландском море.

К сожалению, всей этой роскоши суждено было пойти ко дну, когда в 23:40 14 апреля «Титаник» столкнулся с айсбергом. Фредерик Флит, матрос-дозорщик «Титаника», одним из первых заметил айсберг, подняв тревогу словами: «Айсберг прямо по курсу!».
Фредерик полагался только на свое зрение, поскольку бинокли «Титаника» были заперты в «вороньем гнезде», наблюдательном пункте «Титаника».

Капитан Смит приказал закрыть дверь 16 водонепроницаемых переборов. «Титаник» мог оставаться на плаву, если четыре из этих отсеков были заполнены водой. Но поскольку более 100 футов (30 м) корпуса корабля были пробиты, шесть отсеков, включая одно из котельных отделений, были затоплены.
Стенки отсеков не достигали достаточно высоко, чтобы предотвратить переливание воды в соседние секции. В течение трех часов после столкновения с айсбергом, а именно 15 апреля, «Титаник» затонул.

На борту было всего 20 спасательных шлюпок, достаточно для около 1700 членов экипажа и пассажиров. Приоритет предоставлялся женщинам и детям, и значительно больший процент пассажиров первого класса спаслись, чем путешествовавшие третьим классом.

Находившиеся в спасательных шлюпках с ужасом наблюдали, как «Титаник» встречал свой конец в ужасном сочетании шума и хаоса. Когда заливающая вода тянула нос корабля все глубже под воду, корма неестественно высоко поднялась над морем.
Наконец, огромное напряжение привело к тому, что корпус раскололся пополам между третьей и четвертой трубами. Корма ненадолго выровнялась вертикально, указывая в небо, прежде чем ее тоже начала затапливать вода, и она исчезла под волнами, медленно опускаясь на дно океана.
Карпатия
Хотя «Титаник» посылал многочисленные сигналы бедствия, именно корабль компании Cunard, «Карпатия», пришел на помощь выжившим, доставив их в Нью-Йорк. Однако «Карпатия» смогла добраться до места происшествия в 4 утра, через четыре часа и двадцать минут после того, как «Титаник» столкнулся с айсбергом.

Еще четыре часа понадобилось, чтобы пересадить выживших из спасательных шлюпок на «Карпатию». Шесть лет спустя, в июле 1918 года, «Карпатия» также встретила свой ужасный конец, затонувший во время Первой мировой войны после того, как ее торпедировала немецкая подлодка.

Расследование в США установило, что погибли 1517 человек, тогда как британское утверждало о 1503 погибших. Наибольшие потери понес экипаж «Титаника»: из 900 сотрудников 720 были из Саутгемптона, Англия, и только 124 вернулись. Всего выжило всего 706 человек.
Вдохновение «Титаником»
История «Титаника» не закончилась его затоплением – корабль стал темой многих фильмов, включая «Запомни ту ночь» в 1958 году и оскароносный «Титаник» в 1997 году. Фильм 1980 года «Поднять «Титаник»», основанный на бестселлере Клайва Касслера, является одним из самых интересных.

Время выхода фильма было неудачным, поскольку он был снят до того, как обнаружили обломки, и (спойлер) в нем изображено, как «Титаник» целым поднимают с морского дна.
В феврале 2023 года, к 25-летию выхода блокбастера 1997 года, были обнародованы ранее никогда не виденные кадры обломков «Титаника».
80-минутное видео, снятое в июле 1986 года, показывает, как выглядит корабль, лежа на глубине 12 400 футов (3780 м) под водой: покрытый водорослями, населенный только глубоководными рыбами, но все еще безошибочно узнаваем как затонувший. роскошные интерьеры.
Недостроенная полноразмерная копия «Титаника» ржавеет в сухой дочери во внутренней провинции Сычуань, Китай. Планируемый как отель и туристическая достопримечательность в тематическом парке Romandisea, строительные работы начались в 2019 году.

Однако когда строительство было остановлено во время пандемии 2020 года, сообщалось, что проект исчерпал финансирование, и дальнейших обновлений нет.
В апреле 2012 года австралийский горнодобывающий миллиардер Клайв Палмер обнародовал планы построить «Титаник II», почти полноразмерную мореходную копию оригинального лайнера с ориентировочной стоимостью 396 миллионов фунтов стерлингов (500 миллионов долларов США).

Палмер объявил в марте 2024 года, что планы завершаются, но в августе того же года появились сообщения, что Harland & Wolff – верфь, построившая оригинальный «Титаник», – отклонила предложение Палмера по строительству судна, что поставило под вопрос будущее проекта.