Успешный кейс: Советы родителей, которые преуспели в ограничении экранного времени для детей

16 марта, 2017

Гаджеты без правил — это плохо. Для психологического равновесия детей, их развития и здоровья, для отношений в семье. Как устанавливать правила? Какие устанавливать правила? Конечно, то, что сработало для одной семьи может не сработать для другой: блогер и мама  Алисса Маркес провела опрос более 50 семей по этой теме и предлагает нашему вниманию «успешные кейсы» гармонизации отношения детей с цифровым миром.

Не секрет, что время, которое ребенок проводит с гаджетом, компьютером или телевизором — это возможность для родителей заняться своими делами. Часто очень важными. Или просто перевести дыхание. Но именно это приводит к тому, что мы теряем контроль над ситуацией. Допустим, вы оставили детей перед экраном для того, чтобы поработать на дому. И все успеваете. Как хорошо! И это время перед экраном все удлиняется, ведь вроде все очень удачно. А потом дети начинают хамить, ссориться с домашними и плохо делать уроки. Родители, которые вдруг понимают, в чем корень проблемы, рассказывают о том, как, резко сократив экранное время, они становятся свидетелями своеобразной «ломки» у ставших зависимыми детей, а потом поведение улучшается, дети возвращаются к книгам и игрушкам, возвращаются в «реальный мир».

Дошкольники

«Прежде всего должен быть позитивный пример родителей: ни мама, ни папа не должны сами «зависать» в смартфонах и компьютерах. И, конечно, же экранное время ребенок должен «заслужить»: сделать задания, читать, играть (при чем игра должна быть организована как познавание мира, как активная деятельность, а не сидение на скамеечке), помогать убирать в доме, а не только складывать игрушки на место. Экранное время тоже может быть использовано для активной двигательной деятельности, есть приложения, с которыми дети могут выполнять задания вроде прыжков, аэробики и так далее». (Эрика, двое детей в возрасте 1 и 4 года)

«Я человек, которому проще запретить. Потому что если мои дети знают, что существует хотя бы один шанс из 100, что я разрешу им играть на планшете или смотреть видео, они будут давить и вымогать, пока я не сдамся и не разрешу им — они прекрасно ловят мои моменты слабости. Когда я уверена сама, что никаких «может быть» не будет, они находят себе другие занятия». (Бонни, двое детей в возрасте 3 и 8 лет)

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Младшие школьники

«Я сделала постер с написанными правилами и повесила его в детской. Интернет, фильмы, игры — только в гостиной, где я могу увидеть, что они смотрят. Дети раньше скачивали игры, не спрашивая нас, в результате ребенок просто изолировался в виртуальном мире, о котором мы ничего не знали. По будням никаких гаджетов до 15.30: если после 15.30 уроки сделаны, задания по дому выполнены, комната убрана — тогда можно играть, смотреть фильмы. По выходным все равно остается правилом сделать домашние задания сначала, а потом уже играть. Количество времени с гаджетом может быть больше, нам тоже надо отдохнуть и тому подобное, но мы стараемся планировать семейное время так, чтобы игры, походы куда-нибудь уравновешивали экранное время». (Алисса, трое детей в возрасте 5, 8, 11 лет)

«Наше правило — никакого экранного времени по будням. Первые две недели было трудно. Но я постаралась сделать все свои дела до того, как мой старший сын приходил из школы, средний тихо играл, а младший в это время спал. И тогда я посвящаю все время им: играю с ними в шахматы, настольные игры, мы выходим гулять, читаем вместе, прошел месяц и никто не просит поиграть в планшете или посмотреть телевизор». (Джессика, трое детей в возрасте 2, 4, 8 лет)

«У нас была сначала сложная система экранного времени. Каждая четверть которого — 30 минут. Если дети не сделали домашнее задание, не выполнили мои поручения по дому и так далее — они прогрессивно теряют по «четвертушке» своего времени. Но они также могли «заработать» дополнительное время делая что-то сверх обычных заданий, особенно если делали это с охотой. Если все «четвертушки» потеряны, то ответ на вопрос: «Можно я поиграю на планшете?» — нет. Со временем мы стали все чаще чувствовать, что это какой-то торг, бизнес, мы — работодатели, а дети — работники, которые теперь воспринимали экранное время как право, а не как бонус. Тогда мы смягчили подход, стали учитывать их поведение и другие виды активности, которым детям стоит уделять внимание: игры, спорт и т.д. Я стала преподносить экранное время как поощрение: «Если ты сделаешь то-то быстро, то успеешь к началу мультика». (Рутэнн, трое детей в возрасте 4, 8, 11 лет)

Средняя школа и подростковый возраст

«В последнее время мы разрешаем детям пользоваться гаджетами в обмен на досуг, не связанный с ними и телевизором на выходных. То есть, если дети хотят поиграть час на iPad, то сначала они должны час провести время в активной деятельности: пойти на плавание, поездить на велосипеде, почитать, сделать что-то по дому». (Ли-Энн, двое детей возрасте 10 и 14 лет)

«Никакой электроники в детской после 21.00 для старшего, после 19.00 для 9-летнего. Это за час до сна. И этот принцип касается всего, не только телефонов. Исключение делается для выполнения домашних заданий на компьютере. В это время никаких телефонных звонков. Всего у детей есть ежедневно час на игры, мы стараемся занимать их общими делами, поэтому они не очень-то и привязываются к гаджетам. До 14 лет мы не разрешаем им пользоваться социальными сетями и то, потом мы контролируем установки конфиденциальности и обязательно добавляемся в друзья. Кстати, правила насчет телефонов выполняем и мы с мужем, и вообще, когда мы с детьми, мы стараемся уж лучше разговаривать, читать или играть с ними, а не бездумно «сидеть в телефоне». (Сара, трое детей в возрасте 9, 16, 18 лет)

Источник: bouncebackparenting.com

— Читайте также: «Цифровой наркотик»: Гаджеты вызывают у детей зависимость