Валерия Заболотная: «Креативность возникает, если мышление «не отягощено» научными шаблонами»

Для того, чтобы альтернативные методики образования набрали вес, нужна критическая масса новых подходов, видения будущего школы, так же, как и желание менять систему в целом. Об одной из таких альтернатив, которая может снять устаревшие противоречия и шаблоны мышления, говорит Валерия Заболотнаяруководитель образовательных проектов KFund.

После содержательной беседы с Николя Садираком, идеологом методологии, по которой работает школа 42 во Франции и @UNIT_Factory в Украине, опять чувствую меняющий парадигму образования прорыв в моем сознании.

Кажущееся противоречие

Метания между двумя классическими образовательными подходами освоения/понимания мира — наука (science) и искусство (Art) — в данной модели образования теряют актуальность. Выпускники вузов часто мучаются комплексами «гуманитария» или «технаря», которые их сразу ограничивают в сферах деятельности и возможной карьеры. Однако относительно разделения на науку и искусство (да и на технарей, и гуманитариев) мы сегодня находимся в беспрецедентной ситуации. По мнению Николя Садирака (а у него PhD по физике Стэнфорда), инновации и креативность, как правило, возникают при «не отягощенном» освоенными научными шаблонами образе мышления.

Основой открытий и прорывов есть комбинация уникальных человеческих качеств (осознание, интуиция, креативность). Это ближе к искусству (Art). Мощность и возможности компьютерной техники уже таковы, что мучительные изучения закономерностей и анализ известного, а часто и 20-летний поиск и изучение доступной информации, сейчас можно заменить, актуализировать и использовать в секунды по необходимости для создании нового. Это открывает для «не science» людей новые, не виданные ранее огромные возможности реализации своего творческого потенциала.

Человек, обладая интуицией и вдохновением, безусловно имеет преимущество над машинами. Новые прорывные вещи, как правило, создаются там, где есть разрывы, на стыке разных дисциплин, наук, отраслей. Садирак считает, что основу IT-шников и составляют как раз art-люди. Просто потому, что мир IT придуман людьми и зависит от их воображения. А наука изначально создана для изучения закономерностей и законов, созданных природой. Если римляне 2000 лет назад строили мост, используя science-знания, то, используя такие же законы и знания, вполне можно построить мост и сейчас. Если люди использовали некие IT-технологии для решения определенной задачи 5 лет назад, то сейчас… Ответ очевиден.

Как Art работает в science

У нас в UNIT Factory около половины студентов при поступлении были ближе к арт. Мы ведь не смотрим на предыдущие дипломы. И рискнув пойти в программирование, они также прогрессируют в создании своих решений, как и студенты от science.  Метод «равный-равному», как часть применяемой нами методики обучения, дает и тем, и другим возможность раскрыть горизонт разнообразия путей собственного развития в решении вызовов.

Современное высшее профессиональное обучение многими студентами зачастую воспринимается как потеря времени. С одной стороны, студенты так и не овладели необходимыми профессиональными компетенциями, а с другой — преподаватели не успевают за изменениями в своих специальностях и, конечно, не обладают всеми знаниями, которые стали доступны и постоянно обновляются. Особенно это актуально для IT.

Основная задача любого обучения — внутреннее желание. Ведь никто никого еще не научил насильно. Поэтому важной составляющей эффективности процесса обучения есть внутренняя познавательная активность. Именно ее должны поддерживать родители и актуализировать педагоги. Но происходить это должно еще в школьные годы. Если уже совершеннолетний человек идет осознанно в профессию, это означает, что у него познавательный интерес в данной сфере есть. Задача системы обучения — в правильном контексте, и содержательном, и организационном. Идея модели обучения в UNIT Factory заключается в том, что обучение и мотивация развития происходят от внутреннего запроса обучающегося. Ему нужно ответить на вопрос, решить задачу, ответить на вызов. Он жаждет информации, ищет ее, впитывает. У него нет «потери времени», он видит цель. Программа продумана таким образом, что дает возможность освоить сначала необходимую для разработчиков базу, а потом наращивать экспертизу в том, что интересно самому обучающемуся (Web, Security, AI…).

Родителям на заметку

Однако основная идея не в том, чтобы выучить наиболее актуальные языки программирования и технологии (они изменятся), а в том, чтобы научиться быстро осваивать необходимую тебе в данный момент информацию и создать свое решение. Рабочее решение. Творческое решение. Ведь языки программирования как холст, кисти и краски для художника. Это инструменты. Если учить рисовать, как (по словам Садирака) учат в Китае, то можно и Мону Лизу воспроизвести, но создать нечто новое, используя только технику нельзя. Тут нужно воображение, фантазия, интуиция, творчество. Это есть у нас, людей, и нет у компьютера.[traqli_related]

Одновременно важно понимать, что мы убиваем познавательный интерес еще в школе, заставляя детей заниматься рутинным и монотонным заучиванием многих вещей, которые, как мы, взрослые, хорошо понимаем, больше им никогда скорее всего не пригодятся. Для того, чтобы подготовить детей к неопределенному, постоянно изменяющемуся будущему, в котором бесконечность информации доступна, но ее невозможно освоить, идти скорее нужно от активизации потребности в конкретной информации. Если человек понимает, зачем она ему нужна, он действительно к ней становится очень чувствительным и восприимчивым. Именно поэтому нужно развивать и поддерживать новые подходы в обучении.

— Читайте также: Говорят подростки: 6 отличий образования Украины и Франции