Виталий Бескровный о работе сценариста квестов

18 апреля, 2017

Довольно часто компьютерные игры становятся фильмами и наоборот. Но случается и так, что они обретают «плоть». Пример — квест-комнаты. Если у вас дети среднего и старшего школьного возраста, то наверняка замечали, в какие игры они играют: бродилки, поиски предметов, головоломки. Это все то, что отличает жанр квеста. И, оказывается, любовь к загадкам может вылиться в увлекательнейшую профессию или даже успешный бизнес. Каким образом, рассказывает Виталий Бескровный, соучредитель сети квест-комнат «Взаперти».

Когда вы поняли, что квесты могут стать бизнесом?

В нашем бизнесе четверо партнеров. Долгое время мы играли в разных командах друг против друга, затем в сборной Киева и вот стали вести совместный бизнес. Идея создать квест-комнаты пришла в голову Наталье. Я сразу понял, что это отличная задумка, которая хорошо ложится в киевские реалии и соответствует нашему стилю жизни, поэтому я был уверен, что все получится.

После открытия нашей первой комнаты появились другие бренды. С некоторыми мы думали даже начинать вместе, но затем поняли, что у нас разные пути развития. Мы больше обращали внимание на качество сервиса, антураж и отталкивались от интересов игроков, а те ребята делали то, что им нравится. Они создали очень умные квесты, которые просто нужно было доработать. В конце концов мы их выкупили, и сейчас эти квесты успешно работают. В Киеве у нас 30 квестов, в Украине в целом — 15, в Польше (Варшаве) — три.

В Украине вы первые, кто начал создавать квест-комнаты, а в мире?

У нас квест-комнаты сейчас — это чуть ли не мейнстрим, это модно, многие играют, строят «ачивки» (достижения. — Ред.). В Европе это больше андеграундное развлечение, не для всех. Да особо никто и не борется, чтобы оно стало популярным. Хотя есть и исключения, например, Будапешт считается столицей квестов, на этом даже построена индустрия туризма. Но по наполненности и качеству они уступают украинским.

Как проходит работа над созданием квест-комнаты?

Этап первый — мы ищем локацию. Иногда место само по себе уже задает сценарий. Ты заходишь в комнату и понимаешь, что здесь будет «Башня Мерлина», здесь «1001 ночь», а это идеально для «Матрицы».

Этап второй — выбор темы, для которой объявляется тендер. Тот, кто отвечает за выбор темы, набрасывает несколько вариантов, каждый из которых описывается нашим секретным запатентованным образом. После этого комиссия из четырех человек (управляющих) дают оценку идеям и рекомендации. И ответственный человек из отфильтрованных нами идей выбирает одну. Затем мы считаем, сколько должно быть действий в квесте, в каком месте должны быть загадки — формируем основу, на которую потом наслаиваются загадки. После этого мы ждем первый вариант сценария, из которого остается приблизительно 20%. Мы объясняем, почему убираем те или иные моменты, часто выбрасываем какие-то идеи, потому что они уже встречались раньше. А наш принцип — никаких повторений не только в темах, но и в загадках. Затем сценарий дорабатывается, назначается еще одно слушание. И вот в пятом или шестом слушании мы получаем финальный вариант сценария.

Этап третий — разработка деталей для комнаты. Ведь квестовскую магию создают не только сценаристы, но и особые люди-маги. В обычной жизни их называют инженерами. Сценарий обязательно включает описание всяческих прибамбасов для загадок, например, если я сел в этом месте на стул, то в том углу загорелась лампочка. И уже задача инженера придумать, как ему все это спаять и реализовать.

И этап четвертый — тестирование комнаты. В процессе тестов мы понимаем, что какие-то загадки нужно переделать или добавить подсказки, проверяем, насколько вообще загадки проходимы. Если первая тестовая игра заканчивается за час, значит, чего-то не хватает, нужно добавлять головоломки.

Попадались ли вам когда-нибудь квесты, которые вы не сумели разгадать?

Нет. Но наш секрет очень прост — мы не боимся брать подсказки.

Люди каких профессий могут писать сценарии для квестов?

Я по образованию программист. На год я ушел из профессии, чтобы запустить квест-комнаты. Поэтому скажу, что какое-то специальное образование не нужно, другое дело — определенные навыки.

Во-первых, человек должен иметь богатую фантазию. Во-вторых, любить разгадывать загадки, проходить квесты, игры, смотреть фильмы с интригующими сюжетами. В-третьих, он должен уметь все структурировать — четко понимать, что ты делаешь не простую игру, ведь квест должен быть максимально популярным и захватывающим, учитывать, что на разных людей действуют разные вау-эффекты.

И главное — это квестовское мышление, что предполагает умение видеть историю цельно. Это как художник рисует картину: он не просто пачкает холст красками, а придумывает историю, сюжет, идею. Так и квест: это не набор ребусов и кроссвордов, а история. Обычно разработчиками квест-комнат становятся люди, которые уже прошли хорошую школу пешеходных и автоквестов. Бывают те, кто с нуля пишет отличные сценарии, но такой талант может быть один на миллион. В основном удачные проекты получаются у тех, кто погружен в эту тему.

Раньше мы привлекали к сотрудничеству тех ребят, с которыми играли вместе. Потом к нам стали приходить люди, которые хотели разрабатывать сценарии. С кем-то получалось, с кем-то нет. На самом деле один человек не сможет создать идеальный сценарий, нужна команда и взгляд со стороны. Мы пробовали запускать проект, в рамках которого обучали новичков, но на это уходило больше времени, чем если бы мы придумывали сами, так что от этой затеи мы отказались. Сейчас мы даем новичкам тестовое задание, и если оно интересное, то такие люди с нами остаются.

А случается, что человек «исписывается»?

Да, бывает: если давать человеку много проектов, вдохновение заканчивается. Поэтому нужно отдыхать, переключаться на что-то другое, читать. Но особенно помогает общение, когда ты берешь сценарий и «качаешь» его с разных сторон с разными людьми.

Как вы считаете, почему люди превращаются в заядлых квестеров? И чем такие игры могут быть полезны для детей?

Любой квест, загадка — это наркотик. Если ты прошел качественную сделанную игру, то ты «подсаживаешься» на квест, тебе хочется продолжать играть и разгадывать. И даже в обычной жизни квестеры постоянно ищут какие-то загадки, проводят параллели, пытаются понять суть каких-то вещей, думать наперед. По поводу детей, первыми к нам в комнаты стали приходить именно 13-14-летние подростки, которые довольно быстро справлялись с играми, пользуясь подсказками. Мы сначала удивлялись, почему им это нравится? Но потом поняли, что для них квест — это как прочитать остросюжетную книгу, только при этом стать ее героем. Плюс, играя, они учатся выстраивать причинно-следственные связи, понимают, что если здесь стоит велосипед, а там на полке лежит звонок от него, значит, в этом есть какая-то взаимосвязь. Моя старшая дочь (как ребенок двух квестеров) уже сама пытается делать квесты, причем очень грамотно, например, прячет игрушечных бабочек по дому для меня, при это на равном расстоянии друг от друга.

Вы можете сказать, кто лучший сценарист квестов — мужчина или женщина?

Нет, нельзя сказать однозначно. Есть классные сценаристы-женщины, есть классные сценаристы-мужчины. Другое дело, что их квесты отличаются, и тот, кто прошел много квестов, может определить, кем они создавались. [traqli_related]

А что касается игроков? Как отличается их стиль игры?

Невозможно сказать, что мужчина играет эффективнее женщины и наоборот, но определенные различия есть. Женщины более внимательны, они чаще находят какие-то детали, мужчины же решают логические загадки либо находят аналогии. Но с опытом эта грань стирается.

Беседовала Татьяна Касьян. Фото из личного архива Виталия Бескровного

— Читайте также: Татьяна Ларина о профессии физиогномиста