Я пишу для ребёнка внутри себя: интересные факты из жизни Астрид Линдгрен

На последней странице книги «Пеппи в Южных морях» Томми и Анника смотрят на Пеппи, сидящую вечером одна перед зажжённой свечой. Ты, Астрид, писала для всех, в чьей душе живёт ребёнок: я — тот ребёнок, которому выпало на миг заглянуть внутрь и посидеть с тобой перед зажжённой свечой. Порой я до сих пор сажусь там посидеть.

Сара Швардт

Переписка с подростком Сарой

«Моя дорогая Астрид!» — так начинается одно из последних писем девочки Сары, которая в течение 21 года вела переписку с Астрид Линдгрен. Они никогда не встречались, но стали настоящими подругами по переписке. Для Астрид, которая в каждом своём произведении утверждала идею, что дети не должны сталкиваться с насилием, было крайне важно, чтобы каждый ребёнок, отправивший ей письмо, получил ответ. Но именно с Сарой Швардт в 1971 году завязалась долгая переписка.

Книга «Твои письма я храню под матрацем…» вышла в издательстве «Ридна Мова» в 2019 году

«Мы все стремимся к миру. Итак, можем ли мы вообще фундаментально измениться, пока не поздно? Научиться дистанцироваться от насилия? Просто попытаться стать людьми нового типа? Но как нам идти к этому, с чего начать? Я считаю, что мы должны начинать с самого низа. С детей».

Кто был прототипом Блумквиста

В 1937 году Астрид Линдгрен заняла должность секретаря Гарри Сёдермана, доцента криминологии Стокгольмского университета. Гарри был неординарной личностью, совмещавшей учёного и авантюриста. Его называли «шведским Индианой Джонсом», как отметил криминолог Лейф Г. В. Перссон.

Сёдерман считается прототипом литературного персонажа, детектива Калле Блумквиста

Также Гарри прославился как «Гарри Револьвер» благодаря своей захватывающей приключенческой истории. Однажды, спасаясь от вооружённых нападавших в Иране, ему удалось уехать на велосипеде и покинуть страну невредимым.

Кроме того, Гарри руководил успешным детективным агентством в Стокгольме и получил международную известность. Это позволило ему преподавать криминалистику в Скотланд-Ярде и полиции Нью-Йорка.

Астрид Линдгрен была впечатлена личностью и знаниями Гарри Сёдермана и использовала их в своих книгах, особенно в историях о Калле Блумквисте.

Военные дневники и работа в разведке

В сентябре 1939 года началась Вторая мировая война, и это событие, конечно же, оставило след в жизни Астрид Линдгрен. Она решила документировать происходящее и начала вырезать статьи из газет и журналов, чтобы следить за ходом войны. Помимо этого, она начала вести свои «военные дневники», где описывала не только повседневную жизнь, но и события войны.

 «О, сегодня началась война. Никто не хочет в это верить. Вчера днём мы с Эльзой Гулландер сидели в «Вазапаркене» и, пока дети играли, обсуждали Гитлера и события дня. Мы решили, что, вероятно, войны не будет — а вот сегодня она началась!» — это была первая запись в её дневнике.

Астрид Линдгрен продолжала вести дневники на протяжении всей войны, и всего было написано семнадцать томов.

Летом 1940 года Гарри Сёдерман вновь связался с Астрид и предложил ей работу в отделе цензуры писем секретных служб. Это была «грязная работа», но Астрид приняла предложение. Вместе с другими коллегами она тайно читала письма, поступавшие из-за границы и на военную почту. Эта работа дала ей глубокое понимание страданий войны, и в 1940 году она описала нацизм как злого зверя.

Пеппи Длинный чулок

В 1941 году дочь Астрид, Карин, заболела и попросила мать рассказать ей историю о Пеппи Длинный чулок. Надо отметить, что всю жизнь Астрид придумывала и рассказывала сказки своим детям. Писательница мгновенно придумала персонажа, который стал одним из самых узнаваемых в детской литературе. «Так как это было странное имя, это должна была быть такая же странная девочка», — говорила Линдгрен. Первая публикация книги состоялась в сентябре 1945 года.

Книга о Пеппи стала переломной и в жизни Астрид Линдгрен, и в её литературной карьере. После выхода «Пеппи» жизнь и творчество Астрид резко изменились. «Пеппи Длинныйчулок» получила огромный успех и стала одной из самых известных и любимых детских книг в мире.

Эта книга также открыла для Астрид новые горизонты в литературном мире и побудила её к дальнейшему творческому развитию. Она почувствовала настоящую страсть к написанию именно детской литературы. В период с 1944 по 1946 год, всего за два года, Линдгрен написала целых шесть книг для детей и молодежи.