Кристина Клемер, учительница в школе Монтессори, мама и блогер из Остина (США) рассказывает о том, как вырастить самостоятельных и целеустремленных детей.
В моем классе есть дети, которые подбегают и спрашивают без конца: «Я правильно все сделал? Посмотрите?», а есть те, которые самостоятельно выполняют задание, а если не получается — пробуют снова, и тогда уже приходят с готовой работой ко мне. Я убеждена, что каждый ребенок рождается с внутренней мотивацией, просто в некоторых семьях ее умеют поддержать, в некоторых — нет. Подумайте: малыши очень старательно учатся ползать, ходить, говорить, даже когда по сто раз претерпевают неудачу. Они пробуют и пробуют пока не получится: плачут, кричат, нервничают, но преодолевают трудности. Они не нуждаются в нашей мотивации. Так почему же со временем они теряют эту естественную внутреннюю мотивацию, и что могут сделать родители, чтобы сберечь ее?
Поощряйте, а не хвалите
Очень часто родители расточают похвалы, что бы ни сделал ребенок: сам одел футболку или поделился печеньем с другом. Это наводит детей на мысль о том, что вы и не ожидаете от них многого, вас легко впечатлить базовыми проявлениями вежливости или элементарными умениями. Более того, если вы постоянно повторяете «Я так горжусь тобой!» или «Мне так понравился рисунок», вы как бы говорите, что дети делают что-то, чтобы доставить удовольствие только вам. Со временем малыши начинают постоянно искать одобрения, без которого уже не чувствуют удовлетворения от своих достижений. Что можно сделать вместо этого? Подчеркивать усилия, приложенные ребенком. Например: «Спасибо, что сложил на место игрушки. Тебе пришлось хорошенько поработать, чтобы навести порядок». Или в классе: «Ты прочел всю книгу? Вот это тренировка чтения!» Такие фразы показывают ребенку, что мы замечаем и ценим то, что они делают, но фокус на их собственной деятельности, а не на нашем удовольствии.
Избегайте внешних наград
Иногда очень хочется чем-то поощрить или даже схитрить, чтобы сподвигнуть ребенка на что-то. Пообещать конфету за съеденный суп, например. Проблема в том, что ребенок начинает буквально за все ждать награды, и не просто ждать, а требовать. Он сделает то, что вы хотите, но мотивация уже не будет внутренней, она будет внешней. А если вы поощряете детей за то, что они и так любят делать, это даже снизит у них желание заниматься любимым делом. Возможно, так случается потому, что награда делает любое занятие неприятным в восприятии ребенка, а получая награду он как бы нейтрализует эту неприязнь.
Если похвала и награда не подходят для поддержания и укрепления внутренней мотивации, то что же следует сделать родителям?
1. Нормализуйте неудачи
Дети очень любопытны и всегда хотят пробовать новое, но эго у них бывает очень хрупким. Представьте себе, что ребенок очень старался одеться сам, а в итоге надел шорты задом наперед. И ему говорят: «Ты одел неправильно!» Что он чувствует: вам все равно как он старался, ведь вы видите только, что неправильно, не так. В школе Монтессори мы очень редко исправляем работы детей. Если я вижу, что ребенок написал слово в конце строки, я напоминаю себе на следующем уроке показать, где у строки начало, но не говорю, что это неправильно. Поддержать желание пробовать дальше намного важнее, чем помогать каждый раз получать правильный ответ. Конечно, дети учатся справляться с неудачами и глядя на нас, поэтому контролируйте свои реакции. Потерялись без навигатора? «Мы приехали не туда, но сейчас сосредоточимся и разберемся куда надо ехать.» Так мы показываем, что ошибки бывают у всех, ничего смертельного и позорного в этом нет.
2. Очертите зону ближайшего развития
Если ребенок учится делать что-то, отвечающее его актуальным умениям и способностям, предложите задание чуть-чуть более сложное. Например, обучая математике, я смотрю за тем, чтобы у ученика не было слишком легких для него заданий, иначе ему станет скучно, мотивация пропадет. Если слишком трудно — расстроится и сдастся, тоже нет мотивации продолжать. То же самое можно применять дома.
3. Будьте примерным учеником
Маленькие дети часто хотят делать то, что делаем мы. Иногда нас это пугает, вдруг поранится, упадет и так далее. Все же постарайтесь давать детям возможность делать «безопасные» новые дела, показывая, как вы сами хотите их делать. Скажите, что хотите научиться играть на пианино, например. Ребенок тут же захочет тоже. Объясните, зачем вам это новое умение. Скажите, что на это понадобится время, но навык того стоит! Покажите, что огорчаетесь, когда не получается, однако все равно продолжаете совершенствоваться. Детям часто кажется, что взрослым все дается легко, они часто не видят наших усилий. Покажите, что трудности и упорство — часть обучения навыкам. [traqli_related]
4. Работайте вместе
Многих детей мотивирует желание быть частью комьюнити. Например, в классе один малыш что-то пролил, все бегут ему помогать, хотя он еще не успел попросить о помощи. Одноклассники помогают, потому что им нравится быть частью команды и работать над достижением общей цели. Если вы хотите, чтобы ребенок помогал по дому, то включайте его в ваши ежедневные бытовые дела. Лучше, чем отдельное задание для ребенка («Убери в своей комнате») будет приглашение помочь вам («Подавай белье из стиральной машины, а я развешаю»). Самый ли это быстрый и эффективный способ делать уборку? Конечно, нет. Но это будет временем укрепления связи между вами и детьми, а не время претензий и сопротивления. Малыши почувствуют, как это приятно — помогать, быть хорошими членами семьи, что это ощущение лучше, чем конфета или наклейка.
Источник: selfsufficientkids.com
Услышать истории талантливых украинских подростков вы сможете на всеукраинской конференции уникальных тинейджеров «Завтра__» 24 ноября в Киеве.