Зачем бизнесу быть социально-ответственным

16 марта, 2021
Катерина Заславская

Директорка Киевского офиса ЮК ILF, экспертка по построению HR-систем, карьерная консультантка.

Мы все чаще слышим истории о том, как бизнес открывает образовательные проекты, сортирует мусор или поддерживает уязвимые группы, например, ЛГБТ-сообщества или людей с инвалидностью.

Так, согласно исследованиям Pro Bono Club Ukraine, на 2018 — 2019 годы пришелся расцвет КСО-инициатив в Украине, куда было потрачено более 411 миллионов гривен. Основные направления — сотрудничество с благотворительными организациями, поддержка образовательных проектов и инициативы по развитию персонала и улучшению условий труда.

В современном мире социальная ответственность — один из показателей успешности бизнеса, а послание “изменить мир” — неотъемлемая часть многих именитых брендов и предпринимателей. Это вдохновляет и заряжает, ведь “если не мы, то кто”. Однако не всегда миниатюрная и малоизвестная украинская компания может на практике изменить этот мир ввиду ограниченных ресурсов, и потому не каждого эта мотивация по-настоящему зажигает. Да и перенасыщение информационного поля историями о великих делах добавляет какой-то наигранной святости этому процессу, уводя нас от более рациональных и конструктивных мотивов, чтобы заняться социально полезной деятельностью.

В этой статье я предлагаю взглянуть на простые, но важные аргументы почему же бизнесу все же стоит включиться в проекты корпоративно социальной активности. С целью не только принести благо в этот мир, но и с пользой для себя. 

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Зачем бизнесу ввязываться в проекты социальной ответственности?

  • Экономика и новые рынки. Многие слышали про поддержку женщин, и что это мощный экономический ресурс. Ведь представляя половину населения мира, они составляют только 39% мирового рынка труда. Но вот еще факты. В Украине количество людей с нарушением слуха равно населению Харькова. Харькова! Это целый рынок для поиска персонала, как и значительная аудитория для продажи товаров и услуг. Современные технологии очень упростили возможность сотрудничать с людьми с инвалидностью. Это рынки, которые многие не замечают и не считают важным развивать и поддерживать. Что совершенно несправедливо, с какой стороны ни глянь. 
  • Социальный капитал и «своя стая». Мне в жизни повезло познакомиться со многими замечательными людьми через сотрудничество в социальных, культурных или образовательных проектах, работая в ILF. То что сначала казалось совпадением, оказалось железной закономерностью. Искренних активистов и бизнес в этой сфере очень часто объединяют общие ценности и взгляд на мир. Вы обрастаете бесценными знакомствами и контактами, которые не купишь ни за какие деньги. Это не только про ценность для бизнеса, но про качество жизни собственника и его команды, и про здоровое окружение. 
  • «Органический» пиар и бесплатная медиа-поддержка. Я не сторонница трубить на всех углах какой бизнес молодец, “а посмотрите как мы всем помогаем! А напишите, а расскажите о нас! Ай да мы!” Но на самом деле, если бизнес делает что-то хорошее и крутое, о нем с большой вероятностью напишут. Или расскажут. Медиа и людям, кроме политики и трэша, все же нужны интересные и вдохновляющие истории. Создайте историю, которую захочется читать, репостить и пересказывать. В большинстве случаев она будет не о том, какой крутой трактор пригнали на производство, а о людях и ценности, которую вы им принесли.
  • Гранты. В прошлом году при оценке в Украинском Культурном Фонде программы «Институционной поддержки» наряду с критериями о внутренних процессах и партнерстве, оценивалась социальная составляющая проекта. Баллы равносильны со всеми другими. Если ты бриллиантовый проект, но не работаешь с уязвимыми группами и не делаешь хорошо, то значительно теряешь в шансах получить финансирование. При подаче на бизнес-гранты, в 99% случаев этот критерий будет учитываться.
  • Новые возможности. По логике понятно, что все предыдущие пункты ведут к новым горизонтам. Возможности не появляются на ровном месте. Их приносят хорошие люди, они нарабатываются репутацией и вырастают на месте уже реализованных возможностей. Каждый сделанный проект — это шаг к новым проектам и знакомствам.

Как-то так выходит, что волей-неволей через такую деятельность мир вы поменяете. Хоть чуточку, но сдвинете. Но это всего лишь приятный побочный эффект более осмысленного существования и окружения. К чему добавим развитие и свежий взгляд, когда вы смотрите на жизнь и свой бизнес не через замочную скважину, а хотя бы через 3D-очки. Поэтому социальным проектам в бизнесе, конечно же, быть, независимо от того, какого размера и уровня зрелости компания. Каждый может найти свою нишу — от покупки корма собачьему приюту до открытия лаборатории для студентов при университете. Лишь бы с душой и осознанно.

 

Читайте также: Как и зачем города трансформируют заброшенные заводы и фабрики