Сама себе Boss: Как украинка открыла школу билингвов в Польше

29.06.2021

Редакция WoMo продолжает серию публикаций о бизнес-вумен за рубежом. О том, какая она — жизнь украинок, которые владеют бизнесом, в других странах. Поговорим с женщинами о поддержке государства и других женщин, о гендерном равенстве и возможностях, о правилах ведения бизнеса и расписании дня, экономике и карантине, а также о многом другом. 

Нашей первой героиней была Марина Овчаренко, владелица клининговых компаний Clean2Clean Incorporation и MaryPiven в Нью-Йорке. Сегодня публикуем историю Елены Алексеевой, основательниці школы билингвов в Варшаве. 

Легко ли открыть бизнес в Польше

Я задумалась о своей школе еще 25 лет назад, когда как гость посетила частную школу «Гранд» Владимира Спиваковского в Киеве. Интересно, что среди родителей моих учеников нынешних есть мама, получившая среднее образование именно там.

В Польше я живу с 2007 года. Тут довольно просто открыть свое дело. Форму «частный предприниматель» выбрала, поскольку она была самой прозрачной и позволяла практически сразу действовать. Чем я и воспользовалась. Практически все формальности можно выполнить, не выходя из дома. Что мы и сделали с мужем. Муж – мой соратник и партнер. Мы вместе уже 21 год, познакомились в одном из проектов и участвовали во многих других, поэтому понимаем друг друга с полуслова. Однако нашим главным проектом считаю сына Дмитрия (назван в честь прапрадеда). Сейчас ему 14, владеет польским, русским, английским на уровне носителя (на польском озвучивает фильмы на Netflix), украинский и французский также в его багаже, но в чуть меньшем объеме. 

О поддержке семьи, учеников и государства 

Когда я решила открыть школу, поддержка была огромная от мужа. И еще помогли родители учеников, которые хотели приводить детей в адекватное место, к хорошим специалистам, получать грамотную обратную связь. Всё это мы гарантируем, хотя школе только 3 года, и мы постоянно растем. Ничто не может стоять на месте. 

В школе работают и помогают нам также родители учеников. Мы вместе проходим через самые сложные моменты. Например, когда была объявлена пандемия, 70% родителей остались со школой. Все вместе мы перешли на онлайн-обучение, и теперь это направление представлено тремя десятками курсов для детей и взрослых. Пользуются популярностью занятия математикой по польской программе и по методике Петерсон, польский, английский и математика для учеников 8 класса. Состоялась премьера курса «Логика и аргументация» для подростков – следующий поток в сентябре. Прекрасно себя зарекомендовал детский научный клуб «Альфа». Все приняли с энтузиазмом наши рождественские мероприятия, а также осенне-зимние семейные чтения – приходят ребята не только из других городов Польши, но и из разных стран! 

А год назад школа нашла свое помещение – в самом центре Варшавы. Большое, светлое – целых 135 кв.м. И на этот ответственный шаг было сложно пойти, не имея поддержки мастеров и родителей. За что я очень им всем благодарна!

Если говорить о государстве, в первые полгода снижена ставка социального взноса, но есть определенные условия. Например, если раньше у тебя был трудовой договор, а потом ты решаешь открыть свое дело, продолжая сотрудничество с бывшим работодателем, то льготой воспользоваться будет нельзя.

Во время первого локдауна в апреле-июне нам удалось отменить выплаты социального взноса на три месяца и получить небольшую помощь. А вот осенью были приняты новые правила, и многие предприниматели оказались «за бортом». Нас поддержали родители учеников, взрослые слушатели курсов – мы продолжали работать онлайн, при первой возможности открыли двери для малышей, затем ребят 1-3 классов, провели в zoom много мероприятий, удержали мотивацию ребят. Теперь у нас ощущение настоящей семьи, где всякое случается, но все стараются помочь и подставить плечо.

В Украине ученик для системы, а не наоборот

Конечно, стимулом было и образование сына. Когда находишься внутри системы – хорошо видишь все недостатки. Понимаешь – ну вот же, так можно! Но система государственного образования никогда не была предназначена для ученика. В Украине ученик должен был быть для системы – удобный, дисциплинированный, без собственных желаний, капризов и ярких идей. Всё это заставляет задуматься, ведь до сих пор мало что изменилось. 

Ребенка нужно сравнивать с самим собой

Школа – это то, что я знаю, чувствую, умею и могу. Я много училась, работала как в государственных, так и в частных лицеях и колледжах. Когда ездила на курсы повышения квалификации, видела действующих лиц системы и понимала, что никто не заинтересован в реформах. Изменения были только на формальном уровне – наивысший балл в Украине теперь 12, и что с того?

Я бы вообще отменила все эти оценки в баллах. Ввела бы описательные итоги – как делают в системе IB (международного бакалавриата), однако и она не совершенна. Потому что продолжает сравнивать ребенка с каким-то идеальным образцом. А нужно сравнивать ребенка только с самим собой. Каждый уникален. За всю мою практику не видела одинаковых учеников, даже если они близнецы.

Школа как жизнь, а не отдельным этап

Мой школьный проект BrainBoost Школа Билингвов (билингв – двуязычный человек, носитель двух культур) сосредоточен не только на развитии двуязычия (часть ребят владеют тремя языками, например, как мой сын). Это только часть нашей работы. Мы помогаем детям раскрывать свой потенциал, становиться самостоятельными личностями, креативными, умеющими объединяться (кооперироваться), общаться (коммуницировать), а также обладающими критическим мышлением. Так называемое 4К-образование для меня – не пустой звук. Это набор компетенций, которые важны каждый момент жизни еще до окончания школы. И я люблю повторять своим ученикам (а за три года через школу BrainBoost прошло больше 200 детей) – школа уже является жизнью, а не отдельным этапом в ней. Поэтому давайте уже сейчас ее проектировать и получать бонусы!

В любом процессе должен быть тот, кто умеет мечтать, зажигать

Я всегда любила командный дух в любом проекте. Даже работать на приусадебном участке можно легко с шутками-прибаутками. В книге Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности» меня в свое время поразил эпизод, когда индейцы переносили довольно тяжелый груз, но при этом шутили и напевали. Оказывается, индейцы, несмотря на свою сравнительно небольшую физическую силу, выносливее многих силачей. Они пользовались своей силой только для выполнения работы, а не тратили ее на напряжение. 

Когда собираются единомышленники и вместе раскручивают то, чего недавно не было даже в голове, это невероятное ощущение! В любом процессе обязательно должен быть заводила. Кто-то, кто умеет мечтать, зажигать, озвучивать самые невероятные вещи, брать на себя ответственность коллективную. Отношу себя именно к таким. Как «мечтатели» Диснея.

В понимании великого американского режиссера, мечтатели дают материал для реалистов, а тестируют всё потом критики. Так вот, критикам нельзя напрямую работать с мечтателями. Я и стараюсь общаться с практиками – первый среди них это мой муж, который отвечает за финансовую отчетность, техническое оснащение проекта, а также проводит занятия по программированию (сам он Senior Developer в довольно известной международной фирме), робототехнике, прекрасно рисует, лепит, то есть разносторонняя личность.

Главное – создать поле притяжения

Вся команда мне под стать. Мы все фанатики своего дела (в хорошем смысле этого слова). Каждый отвечает за свою ветвь проекта, но это не значит, что другие ничего не понимают в его работе. Что самое интересное – каждый пришел своим ходом, без объявления вакансии. Главное – создать поле притяжения. Место, где начинают происходить невероятные вещи прямо на твоих глазах и с твоим участием!

Я не люблю называть себя «владельцем». Я основатель и руководитель проекта. Это придает форму, в которой легко найти свое место каждому участнику, в том числе взрослым слушателям, которые у нас изучают польский, корейский, английский, а 19 июня состоится шахматный турнир для взрослых.

Более того, все члены команды взаимозаменяемы, но вносим свой оттенок в дело, которое «лепим» все вместе. Мастер математики руководит, например, школьным оркестром и великолепно играет на фортепиано, к тому же является заместителем директора по учебной части. Психолог играет на скрипке и прекрасно ведет музыкальные занятия для самых маленьких в рамках клуба «Брейники».

Я целенаправленно избегаю слов «преподаватель» или «учитель». Уверена, что процесс деления мастерством создает условия для того, чтобы мотивация не обнулялась. Дети сразу целиком могут погрузиться в процесс. Тонкости и детали, теорию мы обязательно разбираем, но не начинаем с этого. Для хорошего обеда сначала необходимо нагулять аппетит. Иначе даже самые изысканные блюда останутся нетронутыми. 

Делать стоит то, что любишь, нелюбимое делегировать, и вовремя отделить одно от другого. Матрица Эйзенхауэра (Метод тайм-менеджмента, помогающий расставлять приоритеты: делать важное и не тратить время на ненужное, — ред) пригождается часто. 

Каждый момент пребывания в школе мы отрабатываем на многих уровнях. Как в жизни. Чтобы сказка стала былью.

О минусах ведения бизнеса в Польше

Скажу – что мне не нравится однозначно в Польше: оплата немыслимо высокого социального взноса. Мы не пользуемся государственной системой здравоохранения, однако платим каждый месяц за себя и наших мастеров около 1 тыс. долларов. И эта сумма не зависит от доходов. Можно приостановить деятельность – и тогда этот взнос не нужно платить, однако в этом случае я выпадаю из системы государственного страхования.  Также я оплачиваю налог на прибыль и социальный взнос. 

В данный момент никаких льгот для моего бизнеса нет. Хотя с другой стороны, мы учимся справляться своими силами, не надеяться только на помощь. А это хороший пример для наших детей. Вместе мы можем многое!

В Польше все предприниматели равны

Никаких преимуществ у женщин в ведении бизнеса в Польше нет. Формально в Польше все предприниматели равны. Декретный отпуск в Польше маленький, многие выходят на работу, когда ребенку исполняется полгода. С ребенком остается няня или бабушка (что редкость). Или же можно отдать ребенка в ясли, но яслей и садиков в Варшаве меньше, чем желающих в них попасть, поэтому записываться в государственные дошкольные учреждения часто нужно сразу после выписки из роддома.

Конкурировать можно красиво

Нет особенных препятствий, чтобы женщина могла заниматься бизнесом. Единственное, важно быть профессионалом в своей области. В последнее время в Варшаве появилось много специалистов низкого уровня. В основном это бывшие соотечественники, которые умеют только болтать, зачастую не владеют языком. Создают группы в социальных сетях, где процветает «кумовство» и сплетничество. Пытаются быть наставниками, «коучами» без знания элементарных основ. Но такие наверняка есть и среди поляков. 

Что бы посоветовала тлим людям, так это то, что открывая бизнес, посмотрите на него глазами клиента. Для начала посмотреть на свою нишу глазами поляков. Может быть, расспросить знакомых, как они видят какую-то сферу услуг или определенный сегмент товаров. Не нужно повторять кого-то, не стоит переносить полностью модель бизнеса из другой страны. Что выстрелило в одном месте, не всегда даст хороший результат в другом. Язык имеет огромное значение!

Поскольку, как исследователь, занимаюсь языковой картиной мира билингвов, то утверждаю: язык, на котором человек общается, откладывает отпечаток на его поведении, эмоциональном рисунке.

Что для меня важно – иметь возможность взаимообмена. Даже конкурировать можно красиво. К сожалению, в сфере дополнительного образования в Польше пока этого нет. Поэтому общаюсь со своими коллегами в Европе, Японии, США, Южной Америке, Канаде и Азии.

О женском лидерстве и поддержке 

Женщины часто поддерживают женщин, однако бывает по-всякому. Сейчас я говорю о женщинах вне национальной принадлежности. 

Я росла в многодетной семье (у меня две сестры), и мои родители – выходцы из семей с 8 детьми (папа старший) и 6-ью (мама вторая по счету, одни девочки). Выживали за счет поддержки, хотя было сложно. Дедушка погиб на войне, и бабушка вышла второй раз замуж, чтобы выжить в небольшой деревеньке 100 км под Киевом. 

Но женщины – это не только семья, дети, бытовые заботы. Всё больше женщин занимаются своим любимым делом. К таковым отношу и себя.

Среди женского сообщества в Варшаве встречается разное отношение. Очень радует, что поддержка, взаимовыручка преобладают.

Я постоянно консультирую родителей, мам, поскольку являюсь, кроме всего прочего, специалистом по полилингвальному образованию. Помогаю детям стать двуязычными. Была свидетелем многих историй, всегда очень аккуратно вмешиваюсь, без напора. В конце концов, помощь должна предлагаться тогда, когда ее запрашивают.

Кроме того, являюсь администратором нескольких групп в фейсбуке, где собираю адекватный контент для родителей («Беседка для родителей»), размещаю информацию о мероприятиях, узконаправленную литературу, учебные видео для специалистов, работающих с детьми – «Логопеды Психологи Репетиторы Массажисты Няни Варшавы (образование и уход), а также веду группу для души – она для женщин, и в качестве названия взят палиндром «Мокнет Оксана с котенком». Также каждый курс в нашей школе представлен своей группой. Сейчас уделяю время новой группе, которая рассказывает о летнем городском отдыхе – например, в рамках нашего лагеря «Дети в городе W.».

Как и во многих странах, в Польше есть иногда разница в зарплате специалиста-мужчины и женщины. Думаю, с этим стереотипом мы будем еще жить какое-то время. Польские мужчины всё чаще берут отпуск по уходу за ребенком (он небольшой, но все же). Многие папы гуляют вечером на площадках с детьми. Вполне нормально пойти на семейный обед в ресторан, а освободившееся время провести вместе – например, в парке.

Среди учителей, конечно, женщин намного больше. Даже у нас в школе только два мастера – мужчины. Борьба за права женщин в Польше набирает обороты. Однако я принципиально стараюсь, как руководитель школы, не высказываться на острые темы. Как частное лицо, я переживаю, какое будущее мы создаем и что оставим в наследство нашим детям.

Состояние внутренней свободы в любом случае отнять никто не сможет, и именно такой свободой стоит делиться, пока мы живем. Чем дальше я иду по пути своего развития, тем больше внутреннего пространства занимает глубокая, осознанная свобода. Та самая свобода, которая так необходима каждому человеку, каждой семье, всем на этой планете.

Принято считать, что мужчины более жестко ведут дела. Не знаю, в основном соприкасаюсь с женщинами – которые открыли школы для билингвов в разных уголках земного шара, от Токио до Ванкувера. И если мужчины встречаются – то они незаурядные, яркие личности. Собственно, как и все мы. Только рядом с глубокими личностями ребенок может стать глубокой личностью. 

Когда мы проявляемся своим естеством, когда мы делаем то, что для нас важно, когда мы отвечаем сами за себя – мы ничего не навязываем, мы просто открываем пространство рядом с нами, чтобы ребенок мог находиться в нем и расти. И мы не можем детям показать такую свободу, если у нас самих нет ее внутри. Для меня нет значения – мужчина или женщина. Для меня важно, обладает ли он этой внутренней свободой.

Об отдыхе, книгах и вдохновении

Трудно постоянно быть на связи. Потому что наше время – самое ценное, что у нас есть. Может полдня пройти спокойно, а потом несколько срочных запросов. Главное – выделить время на отдых. С сентября 2020 года я впервые сделала воскресенье выходным. Теперь в воскресенье утром я могу спокойно провести время с книгой. Кстати, предпочитаю для души бумажные книги. Сейчас читаю один из романов Акунина на польском. Обожаю такие эксперименты: по образованию я филолог, и всё что касается слова – меня невероятно увлекает. Получается два в одном: и отдыхаю, и профессионально развиваюсь. Опять же, экономлю время.

Когда я училась в школе, хотела быть режиссером. Поступила в результате на филологический факультет Университета им. Шевченко (окончание школы совпало с развалом Союза и приходилось думать о более реальной профессии). Но вот то мое стремление представлять другим что-то, над чем можно задуматься, чему можно сопереживать, до сих пор со мной.

Мне нравится получать новый опыт, встречая неординарных людей. Но опыт должен переродиться в новый смысл. Процесс создания нового меня привлекает по жизни. Участвовала во многих проектах – и самостоятельно, и вместе с мужем. Организовываю события также и в Варшаве.

Я ненавижу стереотипность, когда всё под копирку. Каждый урок – неповторим. Каждый день – уникален. Ведь в одну реку нельзя войти дважды. И это дает невероятный запас энергии.

Новини партнерів