Neurosciences: 8 советов для школьников, которые мечтают изучать мозг

От доктора биологических наук Наны Войтенко

22.08.2018

Нельзя заставлять ребенка заниматься наукой, как и нельзя запрещать ему это, уверена доктор биологических наук Нана Войтенко. В Институте физиологии НАН Украины она заведует лабораторией сенсорной сигнализации, где вместе с коллегами исследует боль. В сентябре Нана Войтенко станет спикеркой научно-популярной конференции INSCIENCE. А пока в рамках спецпроекта она дала советы, как и чем можно заинтересовать детей.

Из чего состоит ваша ежедневная работа?

Я исследую функции мозга и нервной системы  на молекулярном и клеточном уровне. В известном нам мире нет ничего сложнее человеческого мозга, он управляет не только нашими органами, но и эмоциями, чувствами, ощущениями. Мозг формирует наши мысли, память и мировосприятие. Над тем, чтобы понять как он устроен, работают ученые многих стран – и с генетической, и с молекулярной, и с поведенческой, и с психологической точек зрения. Все эти науки объединены одним словом – «neurosciences».

В Институте физиологии я возглавляю отдел сенсорной сигнализации. Основная тема, над которой мы с коллегами работаем, – как передается боль. Боль – это нормальная физиологическая функция организма. Человек не может выжить без нее, боль дает понимание, что за границами его тела существует враждебный мир: неправильная температура, острое, колющее, режущее, химическое – то, что может навредить нашему организму. Поэтому боль – это естественная реакция на внешние стимулы, которые могут навредить.

Но иногда боль переходит в хроническую форму, и это уже ненормально. Она причиняет страдания, ухудшает качество жизни и временами становится нестерпимой. В странах, где разрешена эвтаназия, нестерпимая хроническая боль может быть ее причиной. На сегодняшний день неясно, изменение каких молекулярных механизмов вызывает хроническую боль. Это мы, собственно, и пытаемся узнать. Спинной мозг – это основное место, где внешние сигналы, а также сигналы от внутренних органов, анализируются и передаются в головной мозг как болевые. Моя лаборатория как раз занимается изучением того, как разные типы нейронов начинают работать по-другому и в результате формируют хронический болевой сигнал. Дальше с помощью генетических или фармакологических способов мы пытаемся регулировать эти механизмы, чтобы вернуть их работу в нормальное состояние, когда человек не чувствовал постоянную боль.

Как родители поощряли вас заниматься наукой?

Никак особо не поощряли, поскольку мама и папа являются специалистами в абсолютно иных областях. Зато они дали мне полную свободу. А еще мне очень повезло со школой. Учителя физики и математики были для меня, как вторые родители. Они-то как раз привили мне любовь к своим предметам и сориентировали поступать в самый лучший, по тем временам, технический вуз – Московский физико-технический институт. Родители позволили мне уехать из дома в 17 лет, я им за это очень благодарна. В детстве я мечтала быть врачом, но любила физику и у меня был выбор – идти в медицинский или на физтех. Я поступила на физтех, но в итоге занялась биофизикой и изучением живых объектов физическими методами.

Что бы вы посоветовали родителям, которые хотят видеть своих детей в науке?

Ребенок должен быть предрасположен к науке – нельзя заставить его заниматься ею, как и нельзя это запретить. Если родители видят, что ребенок с детства интересуется экспериментами, часами может разбирать и собирать всякие механизмы, важно заметить это и не упустить.

Так сложилось, что  оба моих сына не пошли в науку, хотя старший увлекался биологией, но в итоге выбрал техническое направление и сейчас работает в сфере computer science. А младший ребенок учится в Киево-Могилянской академии на факультете информатики. Мой муж, как и я, биофизик, и, возможно, мы с ним не были хорошим примером для детей в этом плане, потому что они видели, как нелегко в нашей стране заниматься наукой. Сегодня в Украине тяжело агитировать детей идти в науку, потому что они видят, что наше общество пока не повернулось лицом к ученым, хотя мы много сил прилагаем, чтобы это произошло. Надеюсь, в скором времени ситуация изменится, и быть ученым в Украине станет также престижно, как и во всем цивилизованном мире.

8 советов для детей от Наны Войтенко

«Неделя знакомства с мозгом» (Brain Awareness Week) ‒ всемирная инициатива, которая ежегодно проводится в третью неделю марта. Ее цель – распространить знания о мозге среди широких слоев населения, включая школьников и дошкольников. В Киеве основные мероприятия проходят в Институте физиологии им. Богомольца.

Ukrainian Brain Bee – нейроконкурс для школьников, который проходит в Украине в рамках «Недели знакомства с мозгом». Он мотивирует школьников изучать мозг и вдохновляет их на карьеру нейроученого, чтобы понимать, как устроен человеческий мозг, и как находить новые способы борьбы с неврологическими и психическими расстройствами. Победитель из Украины впоследствии принимает участие в международном конкурсе Brain Bee.

«Дни науки» ‒ научно-популярные лекции и демонстрации экспериментов для детей и просто заинтересованной публики. Там мы тоже читаем лекции о мозге. Обычно «Дни науки» проходят в мае и ноябре.

BRAINY – нейронаучный лекторий от креативного пространства «Часопис». Там можно послушать выступления украинских и зарубежных ученых, все они говорят о мозге доступным языком.

BrainFacts – англоязычный сайт, где собрано множество интересных презентаций о разных аспектах работы мозга. Например, там можно посмотреть 3D-демонстрацию устройства мозга.

«Факты о мозге» (BrainFacts Book) ‒ учебник о мозге и нервной системе, опубликованный Американским обществом нейронаук (на английском языке). «Факты о мозге» – ценный ресурс для школьников, которые хотят участвовать в Brain Bee.

Дик Свааб «Мы — это наш мозг» – очень интересная книга известного нейробиолога, которая остроумно развенчивает множество мифов о нашем сознании, раскрывает биологические и нейрохимические основы поведения, памяти, религии, гендерной идентичности и других сторон человеческой жизни.

Тео Компернолле «Мозг освобожденный. Как предотвратить перегрузки и использовать свой потенциал на полную мощь» – замечательная книга профессора медицины с множеством интересных научных фактов – о пользе и вреде стресса, о процессах, происходящих в мозге во время сна и бодрствования, о правильном и неправильном использовании электронных гаджетов. Автор дает много советов, которые можно испытать на себе и посмотреть, насколько это увеличит продуктивность собственного мозга.

Подготовила Мария Педоренко. Фото: Саша Злуницына

– Читайте також: 12 порад школярам, які мріють стати зоологами