Современный дизайнер должен заниматься бизнесом и думать об экологии — Катя Бахирка

Совсем недавно в Украине прошла своя неделя моды, где были новые имена и новые решения — как в дизайне одежды, так и в фешне как бизнесе. Как договориться с огромным эко-производством о поставках ткани для одежды маленькому бренду и почему идея капсульного гардероба на все случаи жизни — это про человека будущего, WoMo рассказала украинский дизайнер Катя Бахирка, основательница бренда Bakhirka Apparel, которая создала свой экологичный бренд одежды в онлайне еще до того, как это стало глобальным трендом.

Дизайн как призвание

Моя семья занимается швейным производством, но я не думала, что тоже буду. Я выросла в семье, где бабушка шила все мои одёжки, где я приходила на работу к папе, у которого было свое швейное производство. И  моя первая работа в 14 лет была на семейном производстве.

Наверное, это связано с корнями, у меня внутри всегда было мастерство и тяга к работе с тканями, делать что-то своими руками. Мне нужно было выработать свой творческий взгляд, создавать вещи, которые бы отражали мое внутреннее ощущение. 

Одежда — это тонкая материя между тобой и окружающими, и мне хотелось с помощью одежды создать свои доспехи, которые меня оберегают. 

О поиске сырья и тканей

В начале развития бизнеса для меня очень важно было работать с экологичной тканью. Ведь важно понимать, что вся история швейного производства — она не про эко, а совсем наоборот. 

И я думала, что если хочу оставить какой-то след, то я должна сделать это максимально органично, экологично, поэтому я очень много времени отдавала исследованиям. 

Это был глобальный процесс, я летала в Париж с моим другом, который подсказал мне, что во Франции есть место, где представители производства приезжают и показывают свою продукцию. Там можно было найти высокотехнологичные материалы в виде переработанных тканей, а это был 2017 год. Люди только начали об этом говорить.

Потом я попала в португальскую компанию, которая производит ткани из переработанных ниток, и начала с ними сотрудничать. Они покупают старые футболки, джинсы, все это разбивают до молекул и производят ткань заново. 

В процессе этого поиска я летала в Португалию и другие страны, это все было очень дорого, но поиск того стоил. Например, 4 года назад было почти невозможно найти такое экологичное сырье маленькому украинскому бренду. Мне повезло оказаться на производстве, которое производит эту ткань, и договориться с ними о маленьких поставках. 

Мне еще и поэтому хотелось пройти этот путь, ведь молодому бренду очень сложно договариваться с большими фабриками, часто бренды просто не используют экологичные технологии — потому что это очень трудно. 

Мы в основном используем хлопок и лён разной плотности. Хлопок, из которого можно сделать всё: от майки до джинсов. Это материалы, которые можно носить в любое время года и которые носятся хорошо. Я не люблю синтетические ткани, они не очень полезны для нашего тела.

Одежда, в которой есть синтетическая нить, более стойкая к стирке и носке, но мне нравится смотреть, как вещь стареет и меняет свой цвет. В этом есть своя часть истории, интересно наблюдать, как живет натуральная ткань. 

В производстве я учитываю все аспекты носки каждой вещи, чтобы она всегда носилась одинаково. Сейчас очень мало людей могут путешествовать с четырьмя чемоданами — в основном это капсульный гардероб из вещей, которые носятся всё время. И это очень важно, мои вещи можно носить по любому поводу и в любую погоду. 

До карантина было просто с поставками и сроками, сотрудничеством с европейскими производствами, но сейчас с этим стало достаточно сложно. 

Поэтому последний наш дроп, коллекцию “Красная нить”, мы делали полностью из материалов, которые нашли в Украине.

Есть очень много магазинов, которые закупают ткани остатками. Есть, допустим, рулон ткани 50 метров, и больше этой ткани нет.

Мы сейчас перешли на это, мы пользуемся «мертвыми» стоками, отрезами ткани, которые нельзя докупить и воспроизвести. Мне очень нравится такой подход, когда мы собираем отрезы ткани и с ними работаем. 

Как создается коллекция

В основном у коллекции есть какая-то тема, ощущение, то, что я вижу и слышу. Коллекция — это собирательный образ, который накапливается и выходит как мое высказывание.  

Я всегда сравниваю выход коллекции с рождением определенного периода. В момент, когда ты выпускаешь его на свободу, ты сама освобождаешься.

Наш крайний дроп “Красная нить” — это было про работу людей, которые ее делают, понимание, что и бездействие влияет на мир. Этот месседж больше всего отражают тема войны и военная одежда. Мне хотелось напомнить, что наша главная ценность — это наша жизнь. 

При создании вещей в коллекции я руководствуюсь принципом, “а все ли сказано?”. Если я вижу, что наш дроп получился маскулинным, тяжелым, то понимаю, что нужно добавить женственности. И мы добавляем юбку и платье. В производстве гораздо легче, если в коллекции меньше одежды, но очень важно понять, что ты высказался полностью при создании своей коллекции.  

О роли современного дизайнера

Современный дизайнер занимается 80% бизнесом и только на 20% творчеством. И этим я хочу развеять миф о работе дизайнера. 

Когда я только начинала, у меня тоже было представление, что эта работа про творчество и вдохновение. Но в любой деятельности, независимо от продукта, если у тебя нет стратегии и бизнес-процессов, ты не придешь к успеху. Наоборот случается очень редко.

Во время начала работы над брендом мне быстро пришлось разбираться с процессами: работа с командой, с клиентами, е-commerce. Множество бизнес-процессов, которые приходилось совмещать одновременно с созданием образов и распределять время.  

Например, в сезон (3 месяца), я могу 2 недели уделить предстоящей коллекции, проработке  идеи, потом еще немного времени выделить на создание эскиза. А все остальное пойдет на производство и ритейл. 

Наверняка в больших командах происходит распределение ролей и все устроено по-другому. Но я управляю несколькими процессами одновременно. 

Bakhirka Apparel

Мы начинали как онлайн бренд, я чувствовала, что мир будет меняться. На то, чтобы организовать все, найти новые ткани и получить ожидаемый результат, ушло очень много времени. Поэтому нужно быть готовыми к тому, что это все требует много дней и сил, а не пытаться сделать все и сразу.

Пока ты как лидер бренда не поймешь, в какую сторону нужно идти и как передать это другим, как добиться результата, ничего не произойдет. А все эти моменты занимают очень много времени.

Для меня было важно запустить бренд с таким посылом, чтобы он смог работать долгие годы, и на это у меня ушло несколько лет. Но я не жалею.  

 

Клиенты должны понимать важность качества

Когда ты начинаешь, то на самом деле не понимаешь, с кем ты разговариваешь, кто является твоим собеседником, конечным клиентом. И узнаешь это в моменте. Я в этом убеждена. 

В моем случае — клиент наш друг. Человек, который связан с индустрией, который понимает ценность качества, прайса и использования определенных материалов. 

Наша целевая аудитория это те люди, которые уже работают в индустрии: стилисты, фотографы, модели. Люди, которые сталкиваются с брендами, им есть с чем сравнивать, они понимают ценность бренда. И так как сейчас вся активность бренда происходит на территории Украины, все силы направлены именно сюда — почти все наши клиенты тоже находятся здесь. 

О маржинальности могу сказать, что чем меньше бренд, тем сложнее и дороже ему обходятся все его аспекты. Для массового бренда это все происходит гораздо проще и дешевле. Но у нас не было задачи запускать массовый бренд, совсем наоборот. 

Да, для того, чтобы оперировать огромными объемами на производстве, нужно понимать, зачем. Для меня нет в этом смысла, я могу создавать гораздо меньшее количество одежды и не создавать множество остатков одежды на производстве, не захламлять планету. Ведь большие бренды просто выбрасывают свои остатки, с ними ничего нельзя сделать, кроме очередной распродажи. Тонны вещей, которые оставляют после себя бренды масс-маркета, невозможно ни сжечь, ни утилизировать. И вот поэтому у людей сегодня есть чувство тревоги, связанной с экологией, мы живем в долг у планеты.

Мой бренд создает до 200 единиц одной вещи в коллекции и нам этого достаточно.  Я думаю, что трендом будет какое-то ограниченное количество вещей в твоем гардеробе, вещей, которые продолжают жить. Вещи, которые созданы осознанно, которые будут служить тебе не один год. 

Тренд — это когда человек начинает задумываться, что он покупает, за кого и за что голосует своими деньгами. Тренд — это гардероб, с которым ты можешь и пойти на встречу,  и увидеться с подругой, и пойти на праздник. 

Как fashion становится бизнесом

Я думаю, что каждый дизайнер должен найти себе бизнес-партнера. Это очень тонкая тема, на американском рынке немного другой подход — там все разделяется. У каждого должна быть своя роль и свои задачи, чтобы развиваться и чтобы все происходило так, как должно.

Дизайнер должен обладать идеей и направлением, понимать, что он хочет сказать, а партнер должен понимать, как строить из этого процессы и систему. Тогда это будет работать как нужно. 

Сейчас мой главный ориентир — это я. У меня есть бренды и люди, за которыми наблюдаю с восхищением, но ориентироваться на кого-то или что-то у меня просто не получается. Я ориентируюсь на жизнь, на то, что происходит вокруг меня.