Смириться с агрессором — не норма: Школьный буллинг и толерантность общества

Кампания #вычеркнибуллинг от ЮНИСЕФ

20.09.2017

Буллинг в украинских школах — колоссальная проблема, и не только из-за ее масштабов, но и умалчивания, которым ее окружают. Самым страшным в буллинге является то, что сами дети его не идентифицируют, не считают дразнилки, травлю, агрессивное поведение выходящим за рамки. К таким выводам пришли специалисты из ЮНИСЕФ Украина, которые провели большое исследование о школьном буллинге в нашей стране.

Как можно исправить ситуацию? Кампания «Вычеркни буллинг» дает, по меньшей мере, два варианта действий — показывать и рассказывать детям о буллинге и, что важнее, альтернативах агрессии по отношению к другим детям. Специально для этого создан сайт stopbullying.com.ua, где собрана полезная для подростков информация. Впрочем мало рассказывать лишь детям о том, как им себя вести, важно воспитывать себя, анализировать свое поведение. Поэтому с начала сентября стартовал флешмоб в соцсетях под хештегами #викреслибулінг, #вычеркнибуллинг, #stopbullying, в рамках которого и взрослые делятся своим школьным опытом, не молчат о проблеме.

О работе над кампанией «Вычеркни буллинг» и проблеме в целом говорит Анна Суходольская, руководитель программ коммуникации ЮНИСЕФ Украина.

Существует множество советов о воспитании детей, о том, как «пережить» подростковый возраст, как справляться с гневом. Однако, в нашем обществе не популярно говорить о сложных и некрасивых темах публично.

Я эксперт не в психологии, а в коммуникации. Когда мы в ЮНИСЕФ видим проблему, с которой сталкиваются дети, то придумываем комплексные подходы к ее решению. В зоне моей ответственности – как это коммуницировать и как об этом рассказать тем, кому необходима такая информация, и тем, кого она касается непосредственно. С темой буллинга произошло так же. Наша программа U-Report провела опрос молодежи, и оказалось, 89% ребят считают, что проблема травли у нас существует, и 50% с ней сталкивались.

Фигура умолчания

О травле не принято говорить в нашем обществе. Тех, кто жалуется на обиды, принимают за слабаков. За агрессивное поведение чаще всего ругают, но не пытаются разобраться в причинах. Говорить о буллинге не принято и неприятно.

Вскоре после нашего опроса в медиа много говорили о «черниговских подростках», и тема стала на слуху. Тем временем мы решили покопаться в проблеме глубже и провели исследование среди украинских подростков на тему буллинга.

Из результатов стало понятно, что проблема задевает большинство, и практически все вовлечены – как агрессор, жертва либо наблюдатель. За последние месяцы 62% ребят сталкивались с буллингом. Однако найти тех, кто хотел бы говорить об этом на камеру, мы не смогли. Также из исследования мы узнали, что более всего буллинг распространен в северных, центральных и южных регионах Украины, а самое типичное место, где происходит травля – это школа.

Кто жертва

Причин буллинга множество, но в основном они сводятся к единому знаменателю — «не такой». Исследование среди подростков показало, что больше всего травле подвержены замкнутые и необщительные дети, а также дети из бедных семей.

Анализируя ряд различных социальных исследований, я пришла к выводу, что наше общество не толерантно. Мы наблюдаем это среди взрослых, и, конечно же, это передается детям. Дети – «губки» нашей повседневности, они впитывают даже тонкие, слегка уловимые эмоции. И в нашем сегодняшнем обществе не принято ценить разность. На мой взгляд, это основа, на которой держится вся конструкция буллинга, и неприязнь – это ее подпитка.

В нашем обществе очень не хватает уважения к другому мнению, внешнему виду, вкусам, достижениям или поражениям, семейному положению, доходам, происхождению, состоянию здоровья и другим индивидуальным чертам. Одного слогана celebrate diversity не достаточно. Излишки постсоветского консерватизма и традиционное «моя хата з краю» дают печальный результат. В семьях, где растут подростки, мало общения, тинейджеры не обсуждают с родителями свою жизнь, свои проблемы, интересы. С диджитализацией молодежи живое общение с родителями совсем минимизируется.

На понятном языке

В разработке коммуникаций для подростков мы всегда ищем способы, которые позволят заинтересовать, привлечь и вовлечь чем-то крутым и популярным. Так возникла идея не просто сказать «буллинг – это плохо», но дать альтернативу, показать, как и где можно применить свою энергию и фантазию с удовольствием и без вреда. Сегодня, кампанию уже увидели более двух миллионов подростков. Но, что еще важнее — ее увидели взрослые. Мы также поставили перед собой задачу обратить внимание родителей на проблему травли.

Нашим первым шагом в этой теме стала именно диджитал-кампания для подростков. Мое убеждение, что нужно идти к тинейджерам в их среду обитания, коммуницировать через знакомые им культурные коды и через каналы, которыми они сами пользуются.

Из исследования стало известно, что подростки мало знают о видах буллинга и не идентифицируют его. Например, только 23% опрошенных сказали, что постоянно дразнить другого ребенка — это вид буллинга.  Поэтому сперва нам нужно было идентифицировать буллинг, пояснить, что это, и почему это не должно быть нормой. Наблюдать и ничего не делать – не норма. Быть жертвой и молчать – не норма. Быть агрессором, с которым все смирились – не норма.

В нашем первом этапе антибуллинговой программы мы показываем знакомые ситуации из жизни подростков и объясняем, что это является буллингом. Одновременно с этим, мы даем альтернативное решение – популярные среди подростков действия и практики, как можно круто проводить время с друзьями и при этом никого не ранить. Также на сайте есть подсказки и разъяснения для школьников и для родителей, что делать, если вы столкнулись с буллингом.

Проблемы безопасности

Бесспорно, необходимо учить с детства ценить разность, необходимо воспитывать детей с раннего возраста в атмосфере уважения к различиям. Я уверена, что это приходит с каждым следующим поколением. Дети теперешних молодых родителей, которым по 20-30 лет, уже растут во все более открытом мире, стране, обществе. Это длинный путь, и мы его уже начали. Однако именно роль сегодняшних подростков чрезвычайна важна для того, чтоб этот путь был успешным.

В наших дальнейших планах – интеграция компонента «безопасная школа» в рамках реформы «Новой украинской школы». Безопасность – это не только хорошо спланированный план эвакуации при пожаре, но и психологическая безопасность. Безопасная среда дает возможности развития, и когда дети и подростки будут чувствовать себя безопасно, вне зависимости от своего внешнего вида, происхождения и взглядов, больше шансов, что появится уважение и принятие различий между ними.

Фото: Бретт Джозеф

— Читайте также: Анти-буллинг: 9 способов усилить стойкость ребенка