6 изменений в системе школьного образования, которых мы так долго ждали

В ближайшие годы украинские школы должны стать принципиально другими

школьная реформа
19.08.2016

Думать, высказывать собственное мнение и анализировать — именно такими компетенциями должны обладать школьники, по мнению Министерства образования и науки Украины. И с целью их формирования вчера была представлена концепция «Новой Украинской школы» — идеология реформы среднего образования, которая начнет действовать в 2018 году. 

Украинская школьная реформа — это принципиально новый подход к образованию, позиционированию учителя и ученика, а также выработка небывалых социальных ценностей. В какой-то степени это исторический момент. Так что же будет представлять из себя эта «новая украинская школа»?

1. Формула новой школы будет строиться по 8 базовым принципам

  • Новое содержание образования, основанное на формировании навыков, необходимых для успешной самореализации в обществе.
  • Педагогика теперь будет основана на партнерстве между учеником, учителем и родителями.
  • Мотивация учителя, который имеет свободу творчества и развивается профессионально.
  • Ориентация на потребности ученика в образовательном процессе.
  • Сквозной процесс воспитания, который формирует ценности.
  • Новая структура школы, которая позволяет хорошо усвоить новые знания, которые пригодятся не только в профессии, но и в жизни.
  • Децентрализация и эффективное управление, что позволит школе быть реально автономной.
  • Справедливое распределение публичных средств, которое обеспечит равный доступ всех детей к качественному образованию.

2. Содержание образование будет направлено на формирование у детей ключевых компетенций, а это:

  1. Умение говорить и выражать мысли на государственном и родном (при различиях) языке.
  2. Изучение иностранных языков: ребенок должен понимать и разговаривать на одном из международных языков, чтобы принять ценность межкультурного общения.
  3. Математическая грамотность, которую можно применять не только на уроках математики, но и в жизни.
  4. Информационно-цифровая компетентность, которая предусматривает уверенное и одновременно критическое применение информационно-коммуникационных технологий для создания, поиска, обработки, обмена информацией на работе, в общественном пространстве и личном общении. Понимание этики работы с информацией (авторское право, интеллектуальная собственность и т.д.).
  5. Умение учиться на протяжении всей жизни. Способность к поиску новых знаний, приобретению новых навыков, организации учебного процесса.
  6. Общекультурная грамотность. Способность понимать произведения искусства, формировать собственные художественные вкусы, самостоятельно выражать идеи, опыт и чувства с помощью искусства. Этот навык предполагает глубокое понимание собственной национальной идентичности, но при этом учит детей уважать и ценить инакомыслие.
  7. Экологическая грамотность и здоровая жизнь. Умение разумно и рационально пользоваться природными ресурсами, понимание и принятие ценности окружающей среды, способность и желание соблюдать здоровый образ жизни.
  8. Предприимчивость. Умение генерировать новые идеи, инициативы и воплощать их в жизнь с целью повышения, как собственного социального статуса, так и общественного. Навыки, которые предполагают здоровый риск.
  9. Компетентность в естественных науках и технологиях. Научное понимание природы в современных технологиях. Умение наблюдать, анализировать, формулировать собственное мнение, собирать данные, проводить эксперименты и подводить итоги.
  10. Социальная и гражданская компетентность. Все формы поведения, которые нужны для эффективного и конструктивного участия в общественной жизни и на работе. Умение сотрудничать с другими людьми, предупреждать и решать конфликты, искусство компромиссов.

1

3. Педагогика партнерства

Нова школа будет работать на основах «педагогики партнерства», в ее основе — общение, взаимодействие и сотрудничество между учителем, учеником и родителями, которые объединены общими целями. В ее рамках будут использоваться методы преподавания, основанные на сотрудничестве (игры, проекты, эксперименты, групповые задания и так далее). Также будет изменен подход к оцениванию. Оценки будут служить для анализа индивидуального прогрессе и планирования индивидуальной скорости, а не ранжирования учеников. Оценка будет восприниматься как рекомендация к действию, а не осуждение.

Также новая школа будет поддерживаться электронной платформой для создания и распространения электронных учебников и учебных курсов для школьников и учителей.

4. Новая роль учителя и автономия школы

В первую очередь учителю будет предоставлена академическая свобода. Он сам сможет готовить собственные авторские учебные программы, выбирать учебники, методы, стратегии и способы обучения. Учителя, которые пройдут добровольную независимую сертификацию, будут получать надбавку. Также они будут изучать личностно ориентированный и компетентностный подход, управление образовательным процессом, психологию групповой динамики. В связи с этим, роль учителя трансформируется, и теперь он будет не просто источником знаний и единственным наставником, а коучем, тьютором, модератором в индивидуальной образовательной траектории ребенка.

Так как один из принципов новой школы — это автономия, школы сами смогут формировать образовательные программы, составлять учебные планы и подбирать учебники. Учредители школы будут контролировать образовательную и финансово-хозяйственную деятельность учреждения, а также будут назначать руководителя школы на условиях контракта. Руководитель будет избираться на конкурсных условиях сроком на 5 лет и сможет занимать должность не больше двух сроков подряд.

— Читайте также: Письмо школьников министру образования и науки Украины

5. Ориентация на ребенка

Новая украинская школа будет работать на базе личностно ориентированной модели образования. В рамках нее школа должна будет учитывать способности, потребности и интересы каждого ребенка. Процесс обучения будет организован с учетом навыков 21 века и должен соответствовать индивидуальному стили и темпу ребенка. В обучении будут учтены возрастные особенности физического, психического и умственного развития ребенка. Появится возможность обучения в разновозрастных предметных и межпредметных группах. Для этого будут необходимы изменения в организации пространства и класса, кроме классических вариантов, будут использованы новационные, например, мобильные рабочие места, которые можно будет легко трансформировать. Для учеников с особенными потребностями будут созданы условия для совместного обучения со сверстниками. Для них будут внедрены индивидуальные программы развития, включая коррекционно-реабилитационные мероприятия, психологически-педагогическое сопровождение.

6. Новая структура

Реформа подразумевает изменения структуры средней школы, чтобы максимально учесть физические, психологические и умственные способности ребенка каждого возрастной группы. Структура будет следующей:

  • начальное образование (4 года);
  • базовое среднее (5 лет);
  • профильное среднее, которое можно будет получать в лицеях и учреждениях профессионального образования (3 года).

Общая продолжительность обучения составит 12 лет. Начало обучение будет начинаться с 6 лет, дети с особенными потребностями смогут поступать в школу в другом возрасте.

На данном этапе в рамках реформы к началу нового учебного года будут обновлены программы начальной школы. В целом же на внедрение, всех изменений понадобится 13 лет. С полным текстом концепции «Новой Украинской школы» можно ознакомиться по ссылке. Также представленный вариант концепции не есть окончательным, и своими мыслями можно поделиться, отправив письмо по адресу [email protected]. В теме письма пишите «Обсуждение Концепции», а в письме указывайте название раздела, абзац и номер страницы, которых касаются ваши рассуждения.

11

— Читайте также: В поисках гендерного воспитания: Все, что нужно знать родителям