Светлана Амелина и бренд Pastivalle: Сладости из уникальной пастилы

Как “поле чудес” дало старт новому бизнесу

Основательница бренда сладостей Pastivalle Светлана Амелина живет в Житомире, где налажено производство конфет из пастилы, орехов и бельгийского шоколада. Все начиналось с небольшого участка, на котором росли ягоды для семейного стола. Сегодня бренд выходит на национальный уровень.

Как появился бренд

В 2014 году я купила 3,5 га поля, чтобы выращивать органические продукты для своей семьи. Большая часть земли была засажена нашими любимыми ягодами, вся продукция была органической. Вскоре я поняла, что земля наша щедрая — столько ягод мы сами не съедим. У меня стали просить прислать ягоды наши друзья, но многие из них жили далеко и ягоды просто не доехали бы к ним.

Я подумала, что будет практичнее сварить из ягод пастилу. Многие добавляют в пастилу природный загуститель — вареное яблочное пюре. У меня же было столько ягод, что ничего загущать не нужно было. Тем не менее, я все еще не была удовлетворена результатом. Пастила сохраняла все витамины и полезные вещества, но не стала тем десертом, который мог бы “отучить” моего ребенка от магазинных сладостей.

Совершенно случайно я попробовала залить чистый отфильрованный сок на свои сушки. Получились тонкие прозрачные пластинки пастилы, с которыми так и хотелось экспериментировать. Со временем мне в голову пришла идея добавить в пастилу хрустящие орешки и хороший бельгийский шоколад. Получились необычайно вкусные и полезные конфеты! Рецепт оформился в 2018 году и я не стала долго разминаться перед стартом: так появились конфеты и мой бренд.

Как мы делаем наши конфеты

Ягоды, которые я использую при приготовлении своей пастилы, должны быть собраны только в период полного созревания, от сбора до превращения ягод в сок не должно пройти более одних суток (ведь с каждой минутой из ягод улетучиваются витамины). О приобретении их на рынке и речи быть не может: на рынок привозят ягоды, которые неизвестно сколько были в дороге, да и собирают их в период технической спелости с расчетом на то, что они смогут дозреть в дороге. А пока они не спелые — они твердые и хорошо транспортируются. Нас же такое качество не устраивает. Моего поля на конфеты уже не хватает, у нас достаточно большой расход ягод — поэтому я докупаю лучшие ягоды у моих коллег, фермеров из Винницкой области.

Такой подход к отбору сырья может показаться излишне тщательным, но в производстве хороших продуктов мелочей не бывает. В свое время я не дала себя отговорить от идеи следовать моей оригинальной рецептуре: коллеги говорили, что себестоимость моей пастилы слишком высока. Так и есть, и пока мои вложения еще полностью не окупились. Но именно уникальность ягодной пастилы и дает тот самый вкус конфетам, который так нравится нашим покупателям. Отзывы, которые я читаю, вселяют в меня уверенность, что я на правильном пути.

Я принципиально не использую яблочное пюре для пастилы (как в традиционном рецепте). Зачем тогда сушить пастилу при низкой температуре 55-58 градусов, чтобы не разрушить витамины, если пюре сначала варят до загустения? Себестоимость такой пастилы достаточно высокая, многие мои коллеги не понимали, почему я не иду на компромиссы по поводу ингредиентов, не повышаю маржинальность за счет снижения качества. Для меня же очень важно удержать уникальность нашей рецептуры. Натуральность и польза — кардинальные ценности бренда.

Оборудование было самым большим моим вложением, потому что семена ягод очень маленькие и они проходят через фильтры обычных аппаратов, рассчитанных на фрукты. Поэтому пришлось купить специальные машины, именно для изготовления ягодного сока. Все другие этапы производства конфет происходят вручную.

Для кого и зачем мы работаем

На сегодня у Pastivalle есть собственный сайт-магазин, страницы в соцсетях и точка продаж в кафе-бутике Wander в Житомире. Wander — детище моего мужа и единомышленника, но Pastivalle — бренд, у которого я считаюсь “мамой и папой”. За последние 2 года мы с командой побывали на многих фестивалях и ярмарках, где наши сладости пользовались огромным успехом, а на последнем маркете «Всі.Свої» нас принимали особенно горячо.

Сейчас у меня не очень большой ассортимент, на сегодня я задействована и в развитии шоколадного бренда моего мужа Андрея. Wander — это необыкновенно интересный высококлассный проект шоколадных конфет!
Уже многие разбираются в сыре и вине, а мы хотим, чтобы люди разбирались еще и в шоколаде. Поэтому предлагаем оценить вкус редких сортов какао-бобов, которые используются для приготовления теруарного шоколада. Мы готовим конфеты со сроком годности в 2 раза меньше европейских, поэтому можем позволить себе эксперименитровать с натуральными ингредиентами и вкусами, а наш бренд-шеф — чемпион Украины по шоколадному искусству.

Светлана Амелина в Бельгии на фабрике шоколада Belcolade

Отметила для себя, что особого спада во время весеннего карантина не было. У нас много покупают конфет для кафе, потому что такие оригинальные сладости, безусловно, выгодно подчеркнут вкус хорошего кофе.

Мы с самого начала ориентировались на людей, которые ценят качество, здоровые сладости, премиальные ингредиенты. Тем не менее, делая анализ нашей аудитории, я пришла к выводу, что мы — эмоциональный бренд, наши покупатели — это совсем необязательно состоятельные люди. Каждый хочет и может порадовать себя нашей продукцией. В основном у нас покупают женщины: для себя, для детей, для подруг. Мужчины тоже покупают, но опять же — в основном, в подарок женщинам. И такая особенность нашего бренда меня только радует!

Характер и бизнес

Мой характер помогает мне в развитии моего бизнеса: я концентрируюсь на главном, не даю себя отвлекать разными “но”. Если бы я действовала только взвесив все “за” и “против”, только найдя “идеальную формулу для бизнеса”, я бы и не начала ничего делать. А так — я ставлю цель, действую, в процессе учусь на ошибках и делаю выводы. Оглядываясь назад, на свои ошибки и трудности, я понимаю, что ничего бы не сделала по-другому, даже зная все наперед. Мне, например, трудно делегировать, я должна везде поучаствовать сама. Я везде должна сама набить свои шишки. Только так я понимаю, как работает мой бизнес, что надо делать по-другому, а что оставить как есть. С крупными клиентами, например, я предпочитаю общаться сама, не через представителя.

Наша цель сейчас — выход на национальный уровень. Для этого я сейчас сама углубилась в “науку” продвижения продукции в соцсетях. Мне действительно важно разобраться в этих премудростях самой.

Какой я руководитель

Я даю много заданий, у меня высокий темп работы и поэтому я подбираю себе людей под стать — тех, кто умеет работать быстро, быть гибкими. При этом я стараюсь определить для себя как можно быстрее — “мой” ли это человек. Потому что лучше поискать еще, чем потом на пол-дороги менять.

Считаю, что руководитель должен дать себе труд объяснить исполнителю, что конкретно от него требуется. Иначе как требовать от человека результатов? У меня всегда очень много идей и если не дать команде четких указаний, итогом будет неразбериха.

Я эмоциональна, но не считаю это своим недостатком. Мне кажется, что эмоции дают мне лучшее понимание бренда и того, чего хотят наши покупатели и партнеры. Страсть к трансформации продуктов, к кулинарному творчеству, всегда была сильна во мне: я очень люблю готовить разные вкусности и наблюдать как кто-то с аппетитом их ест и нахваливает. При этом особенную радость мне доставляет мысль, что эти вкусности еще и полезные!

 

Фото из личного архива Светланы Амелиной.