Свидетельство невиновности: Память о жертвах насилия в музее Жасмин Патейи

История одной женщины, которая выступает против культуры харассмента

11.01.2018

Сексуальное насилие во всем мире сопровождается обвинением жертв и вопросом «А во что вы были одеты?». И такие вопросы только еще больше унижают пострадавшего человека и как бы оправдывают настоящего виновника. Такова, к сожалению, культура насилия в нашем обществе. А вот Жасмин Петейей, индийская художница-активистка, собирает одежду, переданную пострадавшими, как свидетельство их невиновности. И напоминает в который раз — не в одежде дело.

В маленькой комнате ее дома в Бангалоре, превращенной в своеобразный музей, десятки предметов одежды. Все они такие же, как и те, которые постоянно носят женщины вокруг. Но у каждого своя история. Это коллекция одежды жертв сексуально насилия, собранная.

Один красно-черный спортивный костюм был передан женщиной, которая подверглась сексуальным домогательствам во время небезызвестных событий во время предыдущего празднования нового года в Бангалоре. Она сказал, что принимала участие в празднованиях, когда толпа вдруг будто взбесилась, начала приставать к женщинам и нападать на них. «Она рассказала о том, как подверглась харассменту, пытаясь найти укрытие», – говорит Петейя.

А вот тунику с красно-черным узором, поражающую своей простотой, отдала женщина, которая подверглась домогательствам, путешествуя поездом в южном городе Коимбатуре. «Она сказала мне, что ее отговорили сообщать о нападении», — делится Жасмин.

Museum of garments

Музей одежды находится в маленькой комнате дома Петейи

Розовое платье прибыло к ней из Монреаля: «Та женщина говорила: если вы его не заберете, я выброшу его прочь. Оно причиняло ей слишком много боли». Белое платье, купальник, пара брюк, школьная форма… Все это свидетельства того, что их хозяйки стали жертвами домогательств и насилия на почве гендера. «Это не имеет никакого отношения к тому, во что ты одета. Нет никаких оправданий насилию, и никто не просит об этом. Цель моего проекта I Never Ask For I – создать и поддерживать пространство для наших общих историй боли и травмы», — рассказывает Жасмин.

— Читайте также: Насилие в Индии: Преступление, о котором принято молчать

Ее борьба против сексуального и гендерного насилия началась почти полтора десятилетия назад, когда она приехала в Бангалор из Калькутты, чтобы изучать искусство. «Дело не в том, что в Калькутте не было насилия, но в Бангалоре я была новенькой, мне было 23 и у меня не было семьи, которая могла бы меня защитить», – говорит она. Это было время, когда уличные домогательства воспринимались как простые «заигрывания» и попросту игнорировались как проблема: что-то, что мальчики обычно делают, а девочки должны терпеть. И такая среда, где отрицание и умалчивание вокруг проблемы позволили ей стать чем-то приемлемым, превратилась в норму.

Жасмин решила пойти против нормы и начать с того, чтобы заговорить о проблеме: «Однажды я собрала студенток в аудитории и предложила: «Давайте подберем слова, которые характеризуют общественные места». За три минуты мы составили огромный список исключительно из негативных слов».

И в этом не было ничего удивительного. Харассмент в общественных местах слишком распространен, и почти каждая женщина слышала свист в след, непристойные замечания. А есть и те, кто страдал и от более назойливых приставаний и вторжения в личное пространство. Проблема в том, что общество винит в этом самих женщин: «одела что-то провокационное», «было слишком поздно», «пила алкоголь», «флиртовала», короче говоря – «сама напросилась».

Это платье было передано женщиной, оставшейся в живых после домашнего насилия – она сказала, что это был подарок от ее мужа, и он напал на нее в тот день, когда она была в нем

«Девочек приучают к осторожности, мы воспитываемся в среде страха, который постоянно диктует нам осторожность. Нам говорят: если ты подверглась насилию, значит, была недостаточно осторожна. Это основной посыл, который мы получаем», — говорит Жасмин. В 2003 году она организовала комьюнити Blank Noise, чтобы бороться с этой проблемой, и в частности с этим страхом: «Мы считаем, что вина = позор, позор = вина,  вина приводит к еще большей тишине, в итоге получается какой-то порочный круг, из которого не вырваться, а проблема сексуального и гендерного насилие кажется бесконечной».

The red batik kurta

Этот красный наряд был пожертвован вдовой. Индуистским вдовам запрещают носить красную одежду, и ее преследовали за цвет ее убранства

Первым шагом к противостоянию любому страху, считает Петейя, является обсуждение проблемы. Она обратилась к женщинам и девушкам на улицах Бангалора и других городов с предложением записать их свидетельства: «Когда один человек пишет, это подталкивает других делать то же самое». В результате она собрала истории сотен женщин: их имена, возраст, описанный случай насилия, в чем они были одеты, что сделали и о чем жалеют, что не сделали.

Одна женщина рассказала, как подверглась нападению в автобусе мужчиной средних лет и пересела на другое место. Другая героиня проекта, школьница, рассказала, как ее преследовали двое мужчин на велосипедах. И такие истории рассказывали как девочки 14-16 лет, так женщины 30-40 лет и старше. По словам Петейи, почти все женщины решили описать, в чем они были одеты в момент нападения, это и послужило идеей для создания музея: «Наши героини часто были обеспокоены именно вопросом одежды.  Они говорили: «Я была одета в эту красную юбку» или «Я была одета в эту школьную форму». Поэтому вокруг этого вопроса и создавался проект. Но мы просим людей помнить об их одежде, приносить ее, потому что в одежде – память, а в памяти – свидетельство, и это – ваш голос».

Testimonials

Сотни свидетельств харассмента в общественных местах

Источник: bbc.com

— Читайте также: Говорят, но не слушают: Общество, которое укореняет культуру изнасилования