Татьяна Поликарпова: «У меня такой настрой: тяжело, но ничего! Нужно стучать во все двери, где-то точно откроют»

Из Донецка в Киев. История переселенки

На WoMo продолжается спецпроект «Заново» — серия публикаций о женщинах-переселенках, которые на новом месте не только освоились, но и нашли в себе силы открыть свой бизнес.

Вопреки. Всему. Начать. Все. Заново.

Героиня нашей новой публикации — Татьяна Поликарпова, владелица магазина детской одежды www.HappyTime.com.ua.

Расскажите, когда вы решились на переезд в Киев, рассматривали ли вы другие города для запуска бизнеса?

В мае прошлого года уже стало понятно, что находиться в Донецке будет очень непросто. Тогда мы решили на несколько дней, на маевку, отправиться во Львов… Давно с семьей мы не посещали этот город, и в какой-то момент появилась мысль остаться там жить. Но, начав искать информацию о вакансиях и заработной плате, мы поняли, что будет очень тяжело вытягивать проживание/аренду и самое главное – не  сможем перевезти свой бизнес. Точнее, перевести-то сможем, а вот будет ли он приносить хоть какой-то доход? В Донецке у нас было небольшое семейное дело — детский магазин одежды и обуви. Мы начинали с интернет-магазина еще 8 лет назад, когда интернет-торговля не была широко распространена в Украине. Тогда над нашим стартапом смеялась добрая половина знакомых и родственников, мол, что вы пытаетесь создать?

А почему именно детская одежда?

Давно хотелось иметь свое дело. По сути, бизнесом (если на тот момент можно было так это назвать) я начала заниматься, будучи в декрете. И, наверное, поэтому выбрала такую нишу. Хотя в голове была тогда масса идей, но они, пожалуй, были более грандиозны, чем интернет-магазин, и требовали стартовых капиталовложений. Сначала все начиналось с заказов товаров для моей доченьки из США, затем захотелось это продавать, начала рекламировать себя среди друзей, знакомых и их друзей. Благо, всегда был большой круг знакомств, да и работа рекламщиком до декрета не прошла зря.

Постепенно клиентская база увеличилась, бизнес стал расширяться, заказов стало все больше, но кризис 2008 года ударил очень больно, так как мы были практически на тот момент на старте и ушли в минус из-за роста доллара. Уже тогда стало понятно, чтобы не простаивать на месте, нужно что-то делать, расширять ассортимент, базу, работать. Я мониторила сайты для мам, искала информацию о том, что наиболее  востребовано. Оказалось, одежда из Финляндии: куртки, термоодежда, термообувь, аксессуары и многое другое, — спектр велик. Мы наладили контакты с заводами-производителями, официальными дилерами и потихоньку начали набирать обороты. В 2011 году мы уже открыли розничный магазин, но в мае прошлого года его пришлось срочно законсервировать. Мы не успели вывести практически ничего, кроме товарных остатков. Конечно, с насиженного места уезжать было нелегко, но тогда в мае, возвращаясь через Киев, мы поняли, что ехать назад не было уже смысла. Так мы и остались в столице.

Устроиться на работу, как я думала, не вышло, я обзвонила всех знакомых, разослала свое резюме, но увы,  ничего подходящего не нашлось. По специальности я — пиарщик, а в кризис, как правило, реклама и прочие «жиры» урезаются одними из первых. С другой стороны, было ясно, что нужно продолжать свой бизнес, тем более, что за 8 лет работы была наработана определенная клиентская база. Хотя три области (основные заказчики) по понятным причинам отвалились сразу.

С какими трудностями вы столкнулись?

Множество факторов. Во-первых, минус три области. Во-вторых, невероятный рост валют. Это не сравнить даже с кризисом 2008 года, хотя вначале казалось, что раз пережили тот кризис и даже смогли встать на ноги и окрепнуть, то и этот переживем, «броня уже имеется», опыт тоже. Покупательская способность упала, военные действия на востоке страны, экономическая пропасть… Все это повлияло на то, что продажи стали провисать. Ни о каком развитии не шла речь. Порою накрывало депрессиями, особенно в зимние и осенние месяцы… Тяжело вспоминать, как было больно выкарабкиваться из всех навалившихся проблем. Было жутко… Да и финансово — дырка от бублика, долги за предыдущие довоенные поставки.

Но весной нам подвернулось помещение, мы более полугода искали через риелторов, а в итоге все вышло случайным образом. В торговом центре Соломенского района, в микрорайоне «Кадетский гай», где мы и проживаем сейчас, освободилось место, и нам сразу же дали об этом знать. Нам пошли навстречу с рассрочкой, с временем заезда. Отлично отнеслись к нашей прописке. Я очень благодарна людям, которые дали нам для работы «зеленый свет».

Открылись мы в апреле — в не самый торговый месяц, а впереди — еще и мертвый сезон. Но тормозить было нельзя, необходимо было начинать нарабатывать клиентскую базу уже здесь в Киеве, свою, новую, с нуля.

Из минусов, которые мне не совсем приятны со стороны: когда знакомые, друзья считают, что если ты не ходишь в офис от звонка до звонка, то ничего не делаешь. И, бывает, звучат высказывания «уж лучше бы работала», что свое — «это легко и «ненапряжно». Все это в корне не так, хотя со стороны может показаться иначе. Никто не видит, что за бизнесом стоит колоссальный труд, стопроцентная отдача, время, забранное у семьи и близких.

Где вы нашли финансы для старта в Киеве?

Никакого денежного мешка у нас с собой не было. Сюда мы приехали после путешествия по Западной Украине практически с одной сумкой летней одежды. Что-то занимали, что-то платили в рассрочку — красивой картинки, бах, и мы открылись, — не было. В период нашего начала жизни в Киеве (с одной дорожной сумкой), нам помогали замечательные люди, кто как мог. Было приятно. И разочаровало то, что те, кто мог совершенно легко протянуть руку помощи, просто отвернулись.

Думаю, что можно начать дело и с небольшими деньгами, но совсем без средств — нет. Смотря, какая идея. Сейчас востребован интеллектуальный труд, сфера услуг — здесь можно мало вложить и получить большую отдачу.  Мне очень интересно это направление, надеюсь со временем запустить еще один проект, не связанный с торговлей. Хотя мы все понимаем, что все в наше время связано с продажами (себя как специалиста, идеи как стартапа и т.п).  Но если бизнес связан с товаром, то без вложений не обойтись.

Чему вы научились за это время?

Если говорить о личном, то я поняла одну важную истину: «Что излучаешь, то и получаешь». Я ехала сюда с пониманием, что еду в столицу своей страны. Никаких мыслей о том, что мы «понаехавшие», не было. Мы ко всему старались относиться с позитивом, и нам встречались только такие же люди, понимающие и доброжелательные.

Кардинально новых профессиональных навыков я не приобрела. Но я стала больше учиться, посетила массу курсов о предпринимательстве, финансах, бухгалтерскому учету. Я — гуманитарий, как говорится, до мозга костей, и признаюсь, некоторые моменты в обучении мне тяжело давались. Казалось, что я ломаю свой мозг новыми для меня знаниями, формулами, расчетами… Но я понимаю, что мне это нужно, так как сейчас приходится во всем разбираться самой. Вот, например, написала бизнес-план для получения гранта. Возможно, я и не выиграю его, но я привыкла доводить начатое дело до конца. Сначала была очень озадачена, потом после всех расчетов и аудита, поняла, что иду в нужном направлении. И те решения, которые принимались мною интуитивно, оказались верными и с точки зрения финансовых наук.

unnamed

Какие функции вы взяли на себя в управлении магазином?

Сейчас мне приходится заниматься  магазином от и до. Конечно, это и интернет-маркетинг, и администрирование сайта, и управление физическим магазином. Раньше за всю техническую часть работы, в частности интернет-магазина, отвечал муж, но так как ему пришлось устроиться на работу, теперь эти задачи легли опять на меня, как и 8 лет назад.

А ведение бизнеса в Киеве чем-то отличается?

Я сделала одно открытие о Киеве для себя — отношение к клиенту в сфере обслуживания и продаж. И оно меня разочаровало. Здесь все построено на огромном  клиентском потоке, очень редко встретишь систему лояльности: не вы, так следующий. Впечатление, что о клиентоориентированности в бизнесе никто и не слышал. Думаю в этом мы, многие дончане, можем преуспеть, мы по-другому относимся к клиенту, мы дорожим каждым. В нашей работе такое правило: даже если человек ушел сегодня без покупки, завтра он вернется за чем-то небольшим, потом придет снова и обязательно посоветует нас своему знакомому. Сейчас все крутится  на «сарафанном радио», но многие об этом забыли.

Кто сейчас в вашей команде помощников?

В Донецке у нас было несколько человек в команде, кроме меня и супруга. Сейчас я и две помощницы, которые проходят стажировку в магазине. В Киеве при поиске сотрудника я абсолютно адекватно оценивала ситуацию и предупреждала, что мы только начинаем становиться на ноги, поэтому заработная плата будет, конечно, неконкурентной. Но одним из условий было, чтобы у человека была такая же гражданская позиция, как у меня. Потому что, к сожалению, и здесь встречаются разные мнения, зачастую совсем не проукраинские.

Ну а финансы, бухгалтерия, учет, документооборот, маркетинг, поиск и привлечение новых клиентов и, конечно же, функция байера — это все на мне.

Вы пробовали просчитать, через какое время должны начать окупаться затраты?

Около 6 месяцев. Но нам многого еще не хватает, средств для завоза товара, например. Оборудования, технического оснащения.

Хотя, что касается ассортимента,  в этом году мы расширили его за счет украинских производителей. И я этому очень рада, всегда хотелось показать, что наше также может быть классным и стоять в одной линейке с европейским.

Как удавалось не опускать руки?

Я по жизни оптимист, мне нужно всегда двигаться вперед, в голове масса проектов, которые хочется реализовать, но зачастую на многое не хватает времени. Ну и, конечно, семья — дочь, муж — мы всегда поддерживаем друг друга. А главное — понимание, что нельзя сложить лапки и лежать, под лежачий с лапками на груди камень никакая вода не потечет! И еще у меня постоянное желание помочь и подбодрить других людей, оказавшихся в подобной ситуации… Наверное, это тоже придавало сил. Да и понятно, что есть ситуации куда хуже, не мне роптать на судьбу.

У меня такой настрой: тяжело, но ничего! Нужно стучать во все двери, где-то точно откроют. И работать до упора.

Поделитесь своими планами развития

Сейчас цель выйти на точку безубыточности, расшириться, а там уже и об интеллектуальном бизнесе можно подумать.

Какой бы совет вы дали человеку, который все начинает заново?

Сложно заново начинать, но раскисать нельзя. Чуть-чуть пожалел себя (мы, девочки, должны себе такое позволять) и все, встал пошел дальше!  Чтобы чего-то добиться, есть несколько важных моментов: первое — понимание того, что ты делаешь; второе — любовь к тому, что ты делаешь; третье — только качественная работа, большая самоотдача и самоорганизация. И да, конечно, правильно подобранный персонал, пусть даже из одного или двоих человек!

Беседовала: Татьяна Касьян 

Благодарим за помощь в подготовке материала Центр занятости Свободных людей

- Читайте также: Анастасия Ларкина: «Я описала концепцию заведения, о котором мечтала, и через месяц стала грантером»

Мы в Facebook