«Украинское ткачество через современную призму»: как создать бренд ручных ковров

Старый ковёр на стене хрущёвки или ковёр ручной работы с традиционными украинскими узорами, который подчеркнёт интерьер? Украинский бренд Zv’yazani  занимается созданием последних — ковров ручной работы с современным дизайном и авторскими вариантами узоров. Бренд предлагает как готовые изделия из своих коллекций, так и возможность создать ковер по индивидуальным меркам. Новые дизайны разрабатывают местные иллюстраторы. Цены на ковровые дорожки начинаются от 300 евро, а сами ковры обойдутся от тысячи евро.

Основательницы бренда — Наталья Осауленко и Ольга Каретникова-Котягина до создания бренда работали одна на государственной службе, другая — в СМИ. Сначала девушки основали собственные по отдельности бренды аксессуаров для бариста и женской одежды, а после случайного знакомства — пришли к идее общего бизнеса. Как развивать уникальную идею и готовить для нее рынок читайте в наше рубрике She is doing business.

Создание ковров как возрождение ткацкой традиции

До производства ковров у нас были другие бренды. Оля как раз выходила из проекта, а я хотела расширить существующий. Мы разговорились о возможностях, планах и выяснили, что у нас одна цель – создать действительно уникальный бизнес, связанный с традициями и историей Украины. Почему ковры? Нас об этом спрашивали все друзья и знакомые. Это действительно необычно, но вы удивитесь и тому, как богата ткацкая традиция нашей страны. У нас множество мастеров, которые до сих пор делают невероятные, самобытные и оригинальные вещи. А вот на международном рынке об Украине, как ткацком производителе, ничего не знают. Собственно, началось все с того, что Оля искала в свой дом ковер по своему дизайну. Последнее оказалось нелегким делом и идея потерялась, пока в разговоре мы не сошлись на том, что бренд ковров – хорошая идея.

Ольга Каретникова-Котягина и Наталья Осауленко

Мы сразу решили, что название будет украинским, но написано на латинице. Искали слово, которое бы чётко передало философию бренда, ведь до его запуска мы год провели в поисках, ездили в другие страны за опытом, производством, пониманием процессов. В конце концов таки вернуться с желанием делать все в Украине. С самого начала наш замысел объединял людей, художников, ткачей, пиарщиков, историков, художников. Мы «завязывались» с ними в попытке реализовать этот проект. Одновременно изучали историю украинского ткачества, понимая, что её точно нужно распространять, показывать миру через современную призму. То есть была связь между сегодняшним и прошедшим. Позже, когда мы узнали как ткут ковер, то открыли понятие «узелковой» техники, когда нити буквально связывают между собой в ткани. Все эти параллели и натолкнули нас на название: мы связаны людьми, которых объединяет любовь к делу, связаны с прошлым и ковры наши завязываются.

Запуск проекта начался с поиска мастеров: это стало главной проблемой

Начинали с поиска производств в Украине. Быстро поняли, что работа с отдельными мастерами не наш вариант, ведь невозможно установить контроль качества, сроки изготовления и ответственность. По сути, это и была главная проблема. Скажем у нас заказ на 5 ковров, делать их следует одновременно, существуют сроки сдачи. Согласовать все это с отдельными мастерами из разных регионов практически невозможно. Часто сталкивались с тем, что мастер отказывался делать конкретную работу или устанавливал слишком долгий срок выполнения. Это было неожиданно для нас, ведь думали, что как раз с производством проблем не будет.

Впоследствии мы искали производителей за границей. Ездили в Индию, Марокко, Турцию. Впрочем, производить там выгодно только в больших объемах. Более того, у тебя нет контроля за процессом и не знаешь, что получишь на выходе, поэтому вернулись к идее производства дома. В конце концов нашли мастериц в соцсетях, просто написав запрос о поиске работников. Сначала мы вложили около $4 000, но потом нам постоянно приходилось вкладывать в проект всё больше прибыли, ведь бизнес быстро развивался.

Сейчас с нами работает около 10 мастеров в двух регионах: Карпатах и Полтаве. У нас была мастерская в Киеве, но еще до пандемии мы приняли болезненное решение ее закрыть, хотя именно здесь работал очень талантливый коллектив под руководством Анны Забудской.

Решение было принято из-за высоких затрат на производство в столице. Фактически, одна киевская мастерская забирала прибыль из двух других производств.

Также существовала непропорциональность затрат на ковер, изготовленный в Киеве и в регионах. Спустя почти 2 года мы понимаем, что поступили правильно, хотя тогда это решение далось нелегко.

Наталья Осауленко и Ольга Каретникова-Котягина

О производстве и поиске сырья

Нитки закупаем у украинских и бельгийских производителей. Часто красим их вручную. Все материалы на 100% натуральные (овечья шерсть). С искусственными не работаем, потому что тогда не можем отвечать за качество.

Один ковёр создается от трёх недель, если это простая работа, до трёх месяцев. Срок зависит от размера и сложности узора. Размеры ковров, которые могут заказать, почти не ограничены — есть лишь  определенные ограничения по ширине. Также не берёмся за сложные формы — это больше подходит для тафтинга (тафтинг — это когда на заранее подготовленную основу при помощи огромного количества игл вкалываются пучки ворса — WoMo.ua), чем для ручной работы.

Об источниках вдохновения и новых идеях

Создание новых моделей ковров всегда начинается с определенной цели: какова тематика, какое настроение или стиль хотим заложить в ковер. Очень часто мы обращаемся к нашей настольной книге древних украинских ковров.

Украинское наследие ковроткачества безгранично для создания основы ковра, который мы, за счёт подбора цветов, определенных элементов узора, замены композиции — превращаем в современный ковер, органично выглядящий, как в современном лофте, так и в классическом интерьере.

Именно в этом ценность наших ковров: они актуальны и интересны современному человеку. Если мы хотим создать ковер с современным узором, то часто работаем с дизайнерами или иллюстраторами. Просто озвучиваем идею, которая нам важна, а затем в процессе создания дорабатываем совместно конечный вариант. Также есть опыт покупки готовых работ, которые затем воплощаем в ковре. Сотрудничали с известными иллюстраторами: Лилит Саркисян, Саша Годяева, Жанна Кермес, Иванна Хомчак, Кристина Гайдамака.

«Продвижением не занимались совсем»: секрет привлечения клиентов

Как бы странно это не звучало, но продвижением мы не занимались совсем. Здесь совпали все пазлы: интересный уникальный продукт; возвращение моды на ковер, как акцента в интерьере; ручная работа; производство именно в Украине — все это аккумулировало огромный интерес к бренду и его изделиям. Первые два года интервью, съемки сюжетов, выступления на радио, фотосъемки — стали обыденностью.

Ольга Каретникова-Котягина

Для развития страниц в социальных сетях мы несколько раз запускали рекламу, но это были кратковременные акции с нашей стороны. Сейчас мы ведем страницы в Instagram, Facebook, наш сайт. Флагманский канал для нас все же Instagram, поскольку наши изделия это прежде всего визуальное впечатление, поэтому мы активно создаем там «красоту». Судя по реакциям аудитории — делаем мы это до сих пор успешно.

Первый секрет, который совсем не секрет – эстетика нашего продукта. Даже если ковёр вам не нужен — ваше внимание он привлечёт. Если серьезно — важно «слышать» клиента, ведь уникальность бренда — в полной индивидуализации ковров. Начина от размера, цвета и оттенков, заканчивая практически любой сложности исполнения образца. Это всё то, что мы можем сделать по запросу клиента.

У нас работает отличный дизайнер, который с нуля может создать ковёр по пожеланиям заказчика. Высокое качество и экологичность наших ковров обеспечивает то, что к нам повторно обращаются  клиенты и заказывают ковёр в другое жилье или комнату.

О прибыли и будущих планах

Наталья Осауленко

Будем откровенны, после переноса производства в регионы, математика бренда стала более интересной, поскольку себестоимость ковров стала ниже. Соответственно, мы смогли снизить цену на ковры. Можем сказать, что заказы у нас постоянно. Спрос на ковры достаточно высок. Да, запросы не всегда заканчиваются заказами, но интерес не стихает и заказы у нас есть.

Иностранцы за границу ковры не покупали, но делали заказы в Украине. Многие украинцы, живущие за границей, заказывают себе наши ковры. Бельгия, Великобритания, Болгария, Франция, США – такова у нас география.

Карантин внес свои коррективы в наши планы, так что в ближайшее время планируем просто поехать в Париж, а не на выставку, как планировали раньше. Пока ищем способы оптимизации и ускорения процессов производства. Возможно снова попытаемся выйти на рынок Азии и нарастить объемы. Планируем вводить новую продукцию, связанную не только с ткачеством и занимаемся оптимизацией работы с клиентом, ведь специфика ручной работы имеет свои нюансы.

Материал подготовила Ярослава Жуковская