Устойчивый бизнес: Женская точка зрения

Инсайты с online-конференции для украинских предпринимателей

Устойчивый бизнес — это не просто бизнес ради прибыли, это целая философия, которая связывает отдельные компании в целостные экосистемы. Какими видят глобальные задания устойчивой экономики и отдельных компаний украинские предприниматели? 3 июля 15 СЕО, владельцев бизнеса и экспертов по корпоративной социальной ответственности рассказали, как интегрировали программу устойчивого развития в своей компании на онлайн-конференции «Устойчивый бизнес». 

Ярослава Полякова

руководитель департамента корпоративных коммуникаций сети АЗК «ОККО»

«ОККО» давно и системно работает с повышением уровня безопасности на дорогах Украины. Проблема эта нам очень близка, мы тесно соприкасаемся с этой проблематикой в работе. Это ключевой проект нашей компании — «Благаю, живи. Безпека на дорозі», есть дополнительный: сбор б/у вещей для благотворительных целей — в этом проекте нашими партнерами выступают благотворительные организации. Собираем мы эти вещи в специальных контейнерах на наших АЗК, сейчас их 23 в крупных городах, в этом году мы добавим еще 7 контейнеров. Таким образом, сейчас у нас два проекта: последний репутационный аудит показал, что распыляться на множество мелких проектов — не лучшая стратегия в плане корпоративной социальной ответственности. Таким образом, мы приняли решение о сосредоточении наших человеческих и финансовых ресурсах на двух проектах, которые мы считаем наиболее значимыми.

Глобальная задача проекта «Благаю, живи. Безпека на дорозі» — обратить внимание украинцев, представителей разный целевых аудиторий на поведение на дорогах, призывать всех участников дорожного движения относиться к собственной и других безопасности. Мы стартовали в 2014 году, тогда в фокусе был аварийный участок на трассе Киев-Одесса, где пешеходы перебегали трассу и, особенно,в ночное время это приводило к большому числу травм и смертей. Мы раздавали светоотражатели, брошюры для детей с правилами поведения на дороге, провели круглые столы и сделали много всего другого, что помогло улучшить ситуацию. В 2017 году проект обрел новое дыхание и получил сегодняшнее название. В это раз в фокусе был ремень безопасности и автокресло. Вы знаете, что в 70% аварий именно ремень безопасности спасает жизнь? Многие этого не знают и мы провели кампанию, которая пропагандировала обязательное ношение ремня и использование автокресел. Мы не занимаемся запугиванием, мы занимаемся промоцией правильных привычек. Наша компания выбрала такой путь сознательно, мы выбрали воздействовать на ментальном уровне. Таким образом мы формируем пул людей, которые смогут, в свою очередь, воздействовать на тех, кого мы своей компанией не охватываем.

Лилия Середа

руководитель департамента маркетинговых коммуникаций и PR, YASNO

Энергоэффективность — важная часть устойчивого бизнеса. Компании ДТЭК и мы, как розничный поставщик энергии, присоединились к Глобальному Договору ООН. Цель наших общих действий — не допустить повышения средних температур на планете. Основными загрязнителями являются промышленные предприятия. Тем не менее, в начале этого года я была представителем YASNO в Брюсселе, где мы поддерживали Инициативу европейских поставщиков электроэнергии, и отметила, что в Европе очень важным считают влияние каждого из нас на загрязнение окружающей среды, на экономное потребление ресурсов на бытовом уровне. Для нас это важная концепция, потому что мы предлагаем решения нашим клиентам, потребителям энергии, от нас зависит то, как они будут формировать свои привычки, какой будет энергоэффективность каждой семьи.

Наших клиентов-потребителей — 3,5 млн украинских семей, а это около 10 миллионов человек. Конечно, больше всего энергии потребляет индустрия, но даже если каждый из нас включит «режим энергосбережения в своем смартфоне — это тоже наш вклад в энергоэффективность. Мы всегда говорим о том, что это важно, решения не обязательно сложные, и снижать уровень своего комфорта — совершенно необязательно. Мы стараемся говорить об этом просто и доступно — на нашем сайте всегда есть материалы, которые помогают принять умные энергосберегающие решения. Мы стремимся к тому, чтобы в Украине становилось больше «просьюмеров» — домохозяйств, которые могут и производить электроэнергию, и продавать ее и сами же потреблять выработанное. Это тенденция, которая развивается во всем мире. Это наша миссия как бренда, исходя из нее мы разрабатывали свои продукты и предложения.

Елена Зубарева

руководитель департамента коммуникаций и устойчивого развития компании «Фармак»

«Фармак» — это лидер фармацевтического рынка Украины, в этом году нам 95 лет. Как мы, компания, производящая лекарства, пришли к мысли организовать «Эко-школу»? Фармацевтика — это химическое производство, все наши процессы влияют на окружающую среду. У каждой фармкомпании степень этого влияния на окружающую среду разная. Мы — пример бизнеса, который ответственно подходит к этому. Только в 2020 году мы инвестировали 100 тысяч гривен на очистные сооружения, а за последние пять лет мы инвестировали более 55 млн гривен на проекты в сфере экологии. Вся продукция производится на линиях, сертифицированных европейскими органами.

Но этого недостаточно — нам нужно новое поколение, которое будет осознанно и ответственно относиться к окружающей среде. Именно так несколько лет назад родился наш проект «Эко-школа». Мы направили этот проект на учеников 6-11 классов. В первый год мы работали на материалах из иностранных ресурсов, потому что наших качественных и доступных для детей практикумов не было. На следующий год мы выпустили уже собственную авторскую методичку, в которой не только основы экологии жизни, но и проектный менеджмент — так дети получили знания о том, как активно включаться в проектную деятельность для своих школ и населенных пунктов. Лучшие проекты получали мини-гранты на их реализацию.

Анна Деревянко

исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации

Для того, чтобы понять новые тренды устойчивости бизнеса, важно увидеть, с каким результатом вышел украинский бизнес их трехмесячного карантина по данным нашего исследования.

Доходы:

  • 64% опрешенных получили 50% потерь от доходов
  • 18% респодентов потеряли 18-50% от доходов
  • 11% сообщили, что изменений не произошло
  • 3% смогли поучили увеличение до 20% дохода.

Персонал:

  • 60% опрошенных предпринимателей планирует сохранить персонал в неизменном составе
  • 28% думают над сокращением
  • 13% ищут новых сотрудников.

Для достижения докарантинного уровня:

  • 20% предпринимателей — понадобится шесть месяцев
  • 39% около одного года
  • 17% понадобится два года
  • 7% около двух лет
  • 10% не могут спрогнозировать необходимого времени на восстановление
  • 4% не потеряли темпов развития за карантин.

Десять трендов дя послекарантинного развития бизнеса:

  • диджитализация
  • оптимизация бизнес-процессов, офисных помещений
  • симбиоз: работа в офисе и из дома
  • бесполезность средне- и долгосрочного планирования
  • усиление электронной коммерции
  • изменения на рынке труда, оплата не за время, а за результат
  • усиление коллаборации бизнесов
  • обучение, ТОП-фокус, чтобы быть конкурентноспособным
  • развитие новых профессий, услуг, сервисов
  • осознание важности команды.

Татьяна Сахарук

глава представительства «Глобальный договор ООН в Украине»

В этом году Украина отчитывается перед мировым сообществом о достижениях целей устойчивого развития до 2030 года. Обязательства мы на себя взяли в 2015 году. Чего мы достигли за пять лет? Официальная презентация результатов состоится 15 июля, но уже сейчас можно называть некоторые цифры. Начнем с позитива:

смертность детей до 5 лет снизилась на 10%

смертность женщин при родах уменьшилась на 20%

по большинству показателей есть позитивные изменения в сфере гендерного равенства

повысилась производительность труда в сельском хозяйстве

увеличился доступ к интернету в сельских школах.

Тем не менее, перед нами остаются актуальными такие вызовы:

1. Борьба с бедностью. В Украине доля населения, чьи совокупные доходы меньше прожиточного минимума — 43,2%, зато бедных, охваченных социальной поддержкой государства в общем количестве бедных — 70,9%.

2. Снижение преждевременной смертности. Мужчины: 2015 год, вероятность 0,38943 — 2019 год 0,38675. Женщины: 2015 год, вероятность 0,15514 — 2019 год 0,15010.

3. Качественное образование, распространение знаний и навыков, необходимых для получения достойной работы. Снизился уровень участия населения в процессах формального и неформального образования: в 2015 году — 9,2; в 2019 — 8,6.

Марина Сапрыкина

глава Центра развития КСО

Важно понять то, что наши сегодняшние действия влияют на ваше развитие в последующие 10 лет. Концепция 3P — People, profit, planet помогает в том, чтобы переосмыслить устойчивость бизнеса, а концепция 5R помогает спланировать практические шаги к устойчивому бизнесу и устойчивому миру. От неприятия (Rejection) необходимости новых идей и принципов бизнес постепенно приходит к осознанию ответственности (Responsibility) — сейчас достаточно распространена идея, о том, что плохо не быть ответственным. Следующий этап — это партнерство, тиражирование полезных практик (Replication), для этого очень важно создавать партнерства, этот этап был очень видим во время начала карантина: многие бизнесы, например IT-кластер во Львове объединились, чтобы помочь медикам. Другие бизнесы не смогли создать эффективных партнерств в регионах и помощь была более хаотичной и менее эффективной.

Жизнестойкость компании (Resilience) выражается в том, как сегодня компания понимает, что нужны системные изменения, например, для борьбы с бедностью — по некоторым прогнозам из-за эпидемии в Украине за чертой бедности могут оказаться 6 миллионов людей. И некоторые компании задумываются о своей роли в решении этой проблемы. Возрождение (Regeneration) — это новый уровень развития компаний и цель устойчивого развития.

 

Мы в Facebook