В неділю рано зілля копала: Как и для чего в Киеве открыли ведьминский бар

Колдовство как бизнес-модель

В апреле этого года три подруги Алла Козакова, Олеся Остафиева и Надежда Омельченко открыли первый в Украине ведьма-бар. Место, которое уже успело стать частью городской легенды, привлекает посетителей тематическим интерьером и необычной коктейльной картой. О том, как изобрести новый формат питейного заведения и где отдыхают киевские ведьмы, одна из соосновательниц бара «Лысая гора» рассказала в интервью WoMo.

Алла, как появилась идея открыть бар такого формата?

Несколько лет назад в небольшом городке, под Киевом, произошла необычная история. Недалеко от города есть Панская гора, где издревле живут ведьмы. В городе избрали нового мэра, и местные ведьмы постоянно вносили коррективы в работу мэрии, «ставили палки в колеса» – насылали засуху и прочие беды. Звучит смешно, но это правда.

Мэр этого городка – знакомый Олеси Остафиевой, он и пожаловался ей на нелегкую долю. Это не могло не привлечь нашего внимания, посколько мы обе профессионально занимались PR. В целом история закончилась на позитивной ноте, ведьмы и мэр разошлись с миром, но вскоре об этом стали писать и снимать сюжеты очень многие СМИ.  На волне внимания к этой тематике к нам пришла идея организовать что-то вроде фестиваля нечистой силы. Мы начали эту концепцию разрабатывать, но случились тяжелые события в нашей стране, и об этой идее пришлось забыть.

Спустя какое-то время Олеся предложила концепцию ведьма-бара – заведения, где интерьер и меню соответствовало бы магической тематике. Кроме меня, к проекту присоединилась наша подруга Надя Омельченко, которая, в отличие от нас, имела большой предпринимательский опыт и понимала, как устроены бизнес-процессы. Но все же, все трое мы были новичками в ресторанном бизнесе и с трудом понимали, куда лезем.

Вы втроем – полноправные партнеры в этом проекте?

Да, мы инвестировали равную долю средств в открытие. Я тогда много путешествовала и решила, что сумма моих вложений в бар будет равна стоимости одной поездки за границу. У нас был очень небольшой бюджет, основную часть которого «съела» аренда помещения и затраты на его ремонт.

Когда вы рассчитываете выйти на окупаемость?

Изначально мы планировали, что окупим инвестиции в течение восьми месяцев после открытия. «Лысой горе» полгода, и мы надеемся, что бар оправдает наши ожидания.

Как воплощали концепцию?

По мановению волшебной палочки. Магия началась с самого начала. Нам случайно подвернулось небольшое подвальное помещение, которое идеально вписывалось в нашу концепцию. Неудивительно, что и нашли мы его в пятницу, тринадцатого числа. Для ремонта наняли бригаду строителей, а вот декором занимались сами, а в помощь позвали знакомого архитектора Машу Карпову – ей было очень интересно попробовать себя в дизайне, кроме того, она была в восторге от концепции. Мы начали подбирать всевозможные артефакты – декорировали помещение книгами, травами, камнями. Какие-то интересные вещи приносили друзья, знакомые, просто люди, интересующиеся этой тематикой так же, как и мы. Метла, которая сейчас висит в баре под потолком, мне однажды приснилась, и мы решили, что без нее не обойдемся.

Не опасались ли вы, что подобная концепция может столкнуться с предубеждениями в обществе?

На самом деле, даже слово «ведьма» очень часто искаженно воспринимается как нечто опасное, но это лишь навязанные стереотипы. Издревле в Киеве было много ведьм. Кстати говоря, украинская столица – единственный город с Магдебургским правом, где в Средние века не сожгли ни одну ведьму. Здесь всегда относились к ведьмам как к мудрым женщинам, обладающим определенными знаниями, и только. Мы хотели создать место, где эта традиция будет жить в своем первоначальном виде, без примеси оккультизма.

Ведьма-бар – это не маркетинговый проект, а заведение, в которое мы вкладываем душу. Для нас было принципиально то, что мы несем ответственность за все, что здесь происходит. В основе нашей концепции – природная магия трав, стихий, карты таро и украинские магические обряды. Большой популярностью среди гостей пользуются мастер-классы и вечера гаданий, для которых мы приглашаем настоящих профессионалов своего дела – тарологов, астрологов, специалистов по рунам. У нас нет ни одного непроверенного человека, потому что это наша репутация. Никто не может сказать, что мы занимаемся бутафорией. Мы делаем настоящую магию. Иногда магия – это не гадание, а вкусный коктейль или правильно заваренный чай.

У вас особая коктейльная карта. Расскажите, как она создавалась?

Создание коктейльной карты – это основа хорошего бара, и поэтому она должна была быть уникальной. Хороший киевский бармен за создание коктейльной карты с нуля берет около двух тысяч долларов. У нас таких денег не было, но была уникальная концепция.

Обратились к знакомому бармену, большому профессионалу, который, вдохновившись идеей, создал нам коктейльную карту из 13 наименований за две недели, и взял за это совсем символическую плату. Это был активный творческий процесс, ведь важно было подобрать правильные сочетания алкоголя и трав, которые обязательно включены в состав каждого коктейля. Плюс мы разрабатывали легенду для каждого напитка в соответствии с нашими представлениями о магии.

Сейчас у нас 34 коктейля, но это не коктейльная карта, а карты эликсиров – полноценная колода карт, соответствующая нумерологии и старшим арканам Таро. С ее помощью можно не только выбрать напиток, но и погадать. Некоторые из коктейлей отличаются особой формой подачи. Есть ритуальные — перед употреблением которых мы предлагаем гостям производить магические ритуалы и манипуляции например, читать заговоры. У нас есть коктейль «Магия крови», к нему мы подаем стерильную медицинскую иглу, которой можно проколоть палец и добавить капельку своей крови в коктейль. При этом мы всегда предупреждаем гостей о том, что это не развлечения ради, поэтому для таких манипуляций нужны определенные знания и умения. Особенно у нас популярен коктейль «Кубок друида», основанный на джине, с добавлением коры дуба и омелы.

Целевая аудитория ведьма-бара – в основном женщины?

Мы так думали поначалу. Но со временем поняли, что очень сложно выделить аудиторию. Не могу сказать, что к нам ходят только женщины. Бывают дни, когда в зале несколько мужских компаний, как ни странно. Недавно компания байкеров до поздней ночи гадала на таро. Серьезно.

С другой стороны, женщины – именно та аудитория, которая нам интересна. Во-первых, именно они становятся постоянными клиентками. А постоянный клиент – главная ценность любого заведения. Во-вторых, мы изначально хотели привлечь в бар больше женщин, которым близка магическая тематика.

Вы много лет работали в PR. Как использовали профессиональные навыки в продвижении собственного бара?

Я часто говорю, что этот бар создал себя сам. И рекламировал тоже сам. Мы не делали никакого особенного продвижения, но опыт работы в журналистике и PR сыграл нам на руку в том смысле, что многие наши друзья-журналисты приходили в бар и потом делали об этом материалы или сюжеты. При чем даже не для того, чтобы поддержать нас, а просто потому что им понравилась идея. Еще когда в баре шел ремонт, Олеся решила, что нам уже нужна интрига. Так на входе повесили баннер «Вхід у потойбічний світ. Скоро відкриття». Очень много людей заинтересовалось. Обычное сарафанное радио, никакой рекламы. У нас есть страничка в Facebook, и мы осваиваем Instagram.

Вы позиционируете себя как бар adults-only, или же к вам можно прийти с детьми?

Мы задумывали “Лысую гору” как вечернее питейное заведение для взрослых, но в какой-то момент начали приходить и мамы с детьми. Это было неожиданно, но детям, оказывается, у нас интересно, поэтому мы подстроились и под эту аудиторию. Чаще всего семьи приходят на выходных, поэтому в этот Хэллоуин мы решили провести детские мастер-классы, где маленькие волшебники будут вырезать поделки из тыкв, играть и танцевать – мы разработали целую программу. Помимо этого, мы сейчас в процессе создания детского меню. Вот так из adults only бар превратился в kids friendly, и мы очень рады этому.

Станет ли «Лысая гора» первым заведением в сети ведьма-баров?

Мы думаем об этом и прорабатываем несколько концепций подобных заведений. Кстати говоря, многие думают, что «ведьма-бар» — название заведения, это не совсем так. Ведьма-бар – это формат, который мы придумали и официально запатентовали. Поэтому ведьма-баров может быть много, а «Лысая гора» — только одна. Когда открываешь заведение и вкладываешь в него душу, то возникают некоторые сомнения, смогут ли другие люди понять и прочувствовать эту концепцию правильно. Пока мы не планируем продавать франшизу, но, возможно, со временем изменим политику.

Как вы считаете, может ли такой формат быть востребованным длительное время? Или же его необходимо менять?

Менять не нужно, а вот обогащать – обязательно. Мы постоянно придумываем какие-то дополнительные услуги, коктейли или блюда, потому что видим запросы клиентов. Например, к нам часто заходят иностранцы, для них это удивительное заведение, они в восторге и хотят забрать с собой что-то на память. Мы размышляли над созданием такого сувенира, и вы итоге создали свою колоду карт Таро, которую, конечно же, связали с коктейлями. Ее нарисовала художница Алена Райда, и это – идеальный сувенир для туристов, ведьм и просто любителей красивых вещиц.

Случались ли какие-то мистические истории в баре?

Постоянно происходят. Это же место такое. Например, у нас очень много свечей, и официанты внимательно следят за тем, чтоб после закрытия все было потушено. Но свечи в баре имеют обыкновение загораться сами по себе. Так, однажды среди ночи вспыхнула свеча. Наутро мы пришли и увидели, что все вокруг нее, естественно сгорело. Но томик Булгакова, лежащий рядом, остался цел и невредим.

Беседовала Тата Кучер

— Читайте также: Татьяна Абрамова: «Экспорт для нас — это как прыжки в высоту: ты взял одну, и тебе уже хочется  следующую»