Дети под знаком «Х»: Как распознать талант в ребенке и не дать ему перегореть

Рассказывает психолог Вера Романова

02.10.2017

Когда говорят «одаренные дети», то обязательно подразумевают некоторую исключительность. Произнося его, каждый раз мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. И ярлык «одаренный ребенок» в последнее время стал модным, даже если для его применения нет веских оснований. Когда его используют родители, как-то можно понять. Если же это озвучивает психолог, то это вердикт, ориентир других специалистов. Психология до настоящего времени не представляет природы одаренности. Во-первых, потому, что дети талантливы без исключения, каждый одарен по-своему. При таком подходе к обучению и воспитанию происходит поиск путей воспитания и обучения, а также «ключика», открывающего способности ребенка и разработку методов их развития. В этом случае возникает вопрос, почему люди, блиставшие в детстве, в дальнейшем теряют свой талант? Во-вторых, стоит ли воспринимать одаренность как нечто, чем наделены избранные? Тогда актуальной становится задача выявления одаренных детей.

Миф 1. Одаренные дети — трудные

А значит с ними опасаются работать педагоги, родители проявляют озабоченность, а сверстники могу принимать недружелюбно. Работа с такими детьми обычно строится определенным образом: отдельные классы, спецшколы, индивидуально подобранные программы. Но надо понимать, что одаренность — это не только необыкновенные способности ребенка, но и возникновение различных проблем в становлении его личности. Как правило, семьи одаренных детей объединяет желание получить высокие результаты от их воспитания. Но самооценка ребенка напрямую зависит от оценки родителей, а значит страх перед тем, что он не оправдывает ожидание своих близких, оказывает негативное влияние на психику ребенка. В последнем случае крайне распространены истории, когда дети начинают страдать анорексией (булимией, другими расстройствами пищевого поведения) или, наоборот, перееданием, а в старшем возрасте — алкоголизмом. Нередки и случаи панических атак у этих выросших одаренных детей, с которыми педагоги и родители в конце 80-х – начале 90-х, выстроили недостаточную систему оценок.

Миф 2. Одаренным детям непросто учиться в школе

Возникающие сложности при обучении одаренных детей — это проблемы социализации и нормального вхождения в коллектив сверстников. Для них разработана так называемая «провокационная» педагогика, когда в процессе воспитания часто целенаправленно строят интенсивное развитие определенных способностей, не учитывая развитие ребенка и наличие у него мотивации к такому обучению. Ребенка ставят в ряд одаренных, а структура одаренности еще не сформировалась. В результате ребенок приобретает проблемы как в личностном плане, так и при обучении.

На самом деле, стандартная учебная программа представляется одаренному ребенку легкой и однообразной. Он выполняет задания быстрее своих одноклассников, и ему становится скучно. По причине несоответствия школьного плана способностям ребенка часто появляются негативные черты в его поведении: упрямство, истеричность и др. Также одаренный ребенок по интеллектуальным и умственным способностям опережает своих сверстников, поэтому предпочитает общаться, играть и дружить с детьми из старших классов. В то же время такой ученик значительно уступает в физическом развитии, поэтому ему трудно стать лидером в компании.

Миф 3. Одаренные дети зациклены на себе

Такие дети просто отличаются особенной ранимостью и сверхчувствительностью. Одаренный ребенок склонен задумываться и рассуждать на сложные философские темы, чем вызывает недоумение и непонимание среди сверстников. Непринятие окружающих приводит его к замкнутости и эгоцентризму. В связи с коммуникативными трудностями одаренным детям сложно работать в команде. А в связи со своими стремлениями к новым познаниям и любознательностью он пользуется повышенным вниманием учителей. Такое поведение приводит к сложностям в отношениях с одноклассниками. Более того, одаренный ребенок любит заниматься только интересной для него деятельностью. Остальные школьные предметы, в которых он не чувствует потребности, избегает. Возникает спорная ситуация: при выраженных успехах в одном направлении ребенок может иметь низкую успеваемость в других.

Важно: Расширять диапазон интересов ребенка. Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка заниматься не только любимыми предметами, но и остальными уроками, которые предусмотрены учебным планом. Также на пользу пойдут занятия физической культурой. В силу своей замкнутости одаренный ребенок испытывает трудности в отношениях со сверстниками, результатом чего может быть серьезная психологическая травма. Родители и педагоги должны привлекать его к участию в утренниках, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, чтобы ученик не отдалялся от класса. При выявлении в поведении ребенка негативных черт характера (истеричности, надменности детской агрессии и др.) необходим разговор со специалистом — психологом. И давайте не забывать о том, что трудности могут возникать не только у одаренных детей, но и у их родителей, что отражается и на последствиях развития и становления ребенка, и на возможностях построения отношений.

Миф 4. Одаренность — это навсегда

В детской психологии существует термин «затухание одаренности», оно может быть обусловлено разными причинами. Одна из них — отсутствие в структуре одаренности творческого компонента. Еще одна возможная причина связана с изменениями внешних условий, к которым ребенок не был своевременно подготовлен. Чаще всего это происходит из-за несоответствия потребностей дальнейшего развития одаренного ребенка условиям обучения и воспитания. Школа с ее нивелирующей системой обучения мешает развивать способности одаренных детей, если нет благожелательного развивающего подхода со стороны родителей и учителей. Если ребенку не помогли выработать умение учиться, «затухание» становится более вероятным, порождая многочисленные проблемы, среди которых можно назвать неприязнь к школе, снижение академической успеваемости, нереалистические цели, нетерпимость.

Миф 5. Мальчики талантливее девочек

Рассматривая проблему одаренности, невозможно не коснуться такого аспекта, как особенности одаренности у детей разного пола. Хотим мы того или нет, но в обществе в разной степени довлеют стереотипы: существует определенный «образ мужчины» и «образ женщины», — какими они должны быть, какими чертами обязаны обладать, и даже какие им следует профессии выбирать. Стереотипизация по половому признаку особенно вредна для одаренных детей, поскольку они в большей степени соединяют в себе свойства, характерные как для своего, так и для противоположного пола. Однако мальчиков учат добиваться успеха, а девочек демонстрировать, что они ничего не добиваются, а сосредоточены на домашних проблемах и семье. В этом случае мальчик-неудачник и удачливая девочка рискуют одним и тем же: они никогда не будут избраны представителем противоположного пола.

Особенно в этом смысле сложно одаренным девочкам. Чтобы развить свои способности им нужна активность, страсть к познанию, самоутверждение, готовность к карьере, а в них культивируют зависимость, пассивность, умение вести хозяйство. Примерами для них часто являются собственные матери. Самая частая составляющая женской боязни преуспеть является опасение, что мужчины не приемлют превосходства и лидерства женщины. Особенно ярко это проявляется в том, что девочки вдруг резко останавливаются в своем прогрессе и даже «возвращаются» назад в возрасте 11 — 14 лет, когда начинает проявляться интерес к противоположному полу. Немалый вклад в этот феномен вносит то обстоятельство, что девочек в большей степени, чем мальчиков, привлекают к ведению домашнего хозяйства, на что тратится много времени.

Среди факторов женской боязни преуспеть могу назвать также неуверенность в себе, выражающуюся в заниженных самооценке и уровне профессиональных притязаний, и отсутствие примера (девочка, девушка редко встречает женщину-наставницу). Следует отметить, что особую роль в поддержке одаренных девочек играет отец.

Одаренные мальчики, проявляющие «женские» черты, также сталкиваются с массой трудностей и отвержением окружения, в том числе родителей. Например, мальчик, стремящийся заниматься в балетной школе, рискует навлечь на себя негодование собственного отца, который будет явно недоволен такими устремлениями сына. Конечно, сознание людей постепенно продвигается вперед и расширяет рамки социальных стереотипов. Родители и педагоги одаренных детей должны утверждать равенство психологических возможностей детей наряду с равенством в доступности образования.

Как помочь ребенку «не перегореть»

Прежде всего, быть мудрым родителем. То есть наблюдать, замечать и увлекать. И при этом самим увлекаться. Или быть чем-то увлеченными. Мы, родители, в этом отношении очень ограничены: что знаем, то и можем предложить. Но с детьми у нас есть возможность открыться новому: не критиковать, а поддерживать, не продавливать, а понять и услышать, не убеждать, а доверять. Доверять тому, что видишь, слышишь и не можешь понять.

Я, например, про увлечения своего сына — барабаны и музыку — до сих пор ничего не поняла. Ровно как и про его страстное увлечение музыкантами. А побывав однажды на площадке (сын — актер), увидела, что снимать кино — это тяжелейший труд. Ребенок зарабатывает деньги. Тратит их на свое усмотрение, советуясь, конечно. Как он это выдерживает и как хочет еще, я не знаю. Но я туда больше ни ногой. Я могу только поддержать, похвалить, иногда пожалеть. Хотя, когда он очень хочет и у меня есть возможность, то я не могу не поехать к нему на площадку. Ведь в данном случае он или очень соскучился, или сильно хочет похвастаться своими достижениями.

Можно ли бросать увлечения?

Если занятие не любимое, не понравилось не пошло, то, конечно же, можно. Тут еще может быть вариант — не тот тренер или учитель, или не тот коллектив детей. Но, как правило, желание настойчиво чем-то заниматься родители сами навязывают своим детям. А они просто ищут свой интерес. Наша родительская задача — поддерживать, а не давить, и стараться в доверительной обстановке обсуждать все возникшие затруднения с тем или иным увлечением.

Последователен ли мой сын в своем выборе? Не знаю. Он иногда возвращается к тому, что несколько лет назад ему стало неинтересно. А иногда просто не проявляет к чему-то интерес. И он еще маленький, но я уверена, что впереди много сюрпризов. Ведь интерес и расширение границ в мире ребенка зависит от родителей и от окружения прежде всего. Моя основная задача – поддержать то, что начинается, и показать то, что еще неизвестно.

Хочется надеяться, что любые увлечения людей – это то, что делает их счастливыми. Все детские занятия формируют мышление ребенка и расширяют границы его собственных возможностей, если они, конечно, его, а не навязаны из вне. Ведь все мы когда-то делали то, чего не хотели, а потому что так было нужно. Я, например, музыкальную школу окончила — привет мечте бабушки моего ребенка. Уверена, что у многих людей есть своя история об этом. Но жизнь — это не список важных дел, где можно поставить галочку «done». Жизнь — это тот мир, в котором мы живем или хотим жить. А все мы точно хотим жить в любви и счастье.

В Украине тоже растет поколение умных, открытых новому, креативных подростков. Они — основатели проектов, выгодных для окружающей среды и общества, изобретатели, которые хотят трансформировать экономику, не боятся выступать перед большой аудиторией и хотят лететь в космос. Воочию увидеть юных героев будущего и услышать истории украинских детей-инноваторов можно на концеренции «Завтра_2037», которая состоится 7 октября в Киеве. Присоединяйтесь!

ЗАРЕЄСТРУВАТИСЯ

— Читайте также: Чужие: Дети, успехи, раздражение, неприятие, посты