Включите свет: Как правильно делать комплименты

Простой навык, который делает мир вокруг вас лучше

17.01.2020

Шерил Фергюсон, музыкальный педагог из Канады с двадцатилетним стажем и дирижер, не понаслышке знает, что вовремя сделанный комплимент поднимает настроение, улучшает мотивацию, эффективность и качество взаимодействия между людьми. Но работает он, только когда он правильный. Как же следует делать комплименты?

Часто нам делают сомнительные комплименты и речь не о пассивной агрессии вроде “Ты хороший человек… в маленьких дозах”, а о таких поверхностных, ничего не значащих на самом деле, фразах “молодец” или “хорошо выглядишь”. Эти слова не дают ни радости, ни вдохновения. Как искренне похвалить человека?

Назовите имя

Это кажется очень простым элементом общения, но это очень важно для человека слышать, как вы называете его по имени. Таким образом вы показываете, что человек значим для вас.

Конкретизируйте

За что вы хвалите, что именно вам понравилось. Как дирижер, Фергюсон вела множество выступлений оркестров, обучала многих молодых музыкантов и считает, что сказать просто: “Молодцы, хорошая работа!” — лучше чем ничего. “Но вы удивитесь, если я скажу, что реакция на конкретную похвалу — это нечто примечательное. Я говорю кому-то из музыкантов: “То, как вы сыграли вот ту ноту в конце второй части, заставило мое сердце трепетать так же, как когда я впервые увидела моего новорожденного сына”. У людей расширяются глаза, они говорят “Спасибо!” от всей души.

В следующий раз, когда вам захочется бросить привычное “молодец”, подождите и постарайтесь найти слова, чтобы описать, как именно в вас (или в других людях) отзывается то, что человек сделал, или скажите, что особенного в том, что он сделал. Скажите что-то вроде: “Это очень здорово, что ты посвятил этому клиенту дополнительное время, думаю, что это было очень важно для него и произвело впечатление”.

Вместо “хорошо выглядишь”, скажите: “Тебе очень идет этот цвет — тебе стоит носить его чаще!” или “Очень удачная стрижка — ты с ней выглядишь очень изысканно”.

Уточняйте

Если у вас есть время и желание, продолжите комплимент вопросом. Например: “Почему ты решил провести больше времени с этим клиентом?” или “Где ты купила этот свитер?” При этом важно и дослушать ответ до конца. Это кажется очевидным, но сколько раз мы спрашиваем: “Как дела?” и, не дожидаясь ответа, бежим дальше?

Источник: ideas.ted.com