Всем не угодишь или ошибки женщин-руководителей

5 самых распространенных ошибок многих бизнес-леди

Сложные руководители бывают как среди мужчин, так и среди женщин, однако женщины имеют склонность попадать в свои собственные ловушки. Личным опытом и наблюдениями делится успешная бизнес-леди Сьюзи Уэлч, бывший главный редактор Harvard Business Review, телевизионный комментатор и журналист, автор бестселлера 10-10-10. Как управлять собственной жизнью и избавиться от сомнений при принятии сложных решений и соавтор вместе с мужем Джеком Уэлчем  книги «Победитель». 

Сьюзи УэлчВ тот день, когда я впервые стала боссом, мой собственный начальник подарила мне инкрустированную стразами волшебную палочку со словами: «Тебе она понадобится, — сказала она, сухо улыбнувшись. Чтобы устранять свои ошибки». Возможно, она увидела в моих глазах панический ужас, потому что быстро подмигнула.

Начальство слишком хорошо знало то, что мне еще только предстояло обнаружить. Все руководители, даже с самыми умными и серьезными начинаниями, делают ошибки. Спустя десятилетие я имела опыт ошибок самого разного калибра. И опыт наблюдения.

Многие управленческие ошибки делают как мужчины, так и женщины. Например, проводят слишком редко или предвзято оценку персонала, руководители обоих полов очень часто погрязают в повседневных деталях. И это только начало списка.

Но есть ряд ошибок, которые более склонны совершать женщины. Если быть точнее, то их всего пять.

1. Неправильная установка эмоциональной дистанции

Одна моя приятельница возглавила известное бостонское архитектурное бюро и была очень настроена действовать так, чтобы ее воспринимали серьезно как руководство.  Чтобы этого добиться, она пошла по одному известному ей пути: стала мимикрировать классического босса-мужчину — строгого и авторитарного. Она пребывала в уверенности, что роль Снежной Королевы единственная приемлемая роль для женщины на то время на руководящей должности.

Другой опыт:  на моей работе в некоммерческой организации все женщины использовали совершенно другой руководящий стиль — они играли роль Заботливой Мамы. Они интересовались жизнью своих сотрудников. Ну и мы о них знали все — от любимого ресторана до проблем с математикой в пятом классе.

Также как и модель Снежной Королевы, стиль Заботливой Мамы также может быть эффективен.

Но! Недостаток обоих стилей — неправильное выстраивание эмоциональной дистанции. Снежная Королева слишком мало интереса проявляет к сотрудникам, не приветствует совместные развлечения, смех. Она нанимает руки и мозги, но ей не удастся завоевать нечто более главное — людские сердца. А люди хотят работать там, где их знают и ценят.

У Заботливой Мамы, наоборот: стираются границы отношений — начальник-подчиненный. Иногда это очень комфортно, но обязательно вылезет боком, когда обстоятельства заставят эти границы восстановить, например: сделать замечание о низкой производительности труда. Противоядие лежит в интуитивном поиске баланса — достаточно близко чтобы знать своих людей, достаточно далеко, чтобы мочь ими руководить.

2. Женщина-босс пытается создать свой маленький Эдем, избегает боли и жертв.

Несколько лет назад мой муж, Джек Уэлч, и я получили письмо от женщины из Южной Африки, которая руководила фирмой с 14 сотрудниками. “Мы заботимся о наших людях — устраиваем вечеринки по поводу дней рождения, свадеб, рождения детей, — писала она. — Однако, люди все время на что-то жалуются: слишком много правил, недостаточно признания их успехов и т.п. Я в отчаянии, потому что мне кажется, что их уже ничто не может сделать счастливыми.”

Проблема звучала до боли знакомо. Мы слышали от десятков женщин о том, как они становились заложницами собственной щедрости. Как объяснила нам одна руководительница: “Я выросла в корпоративной Америке, где ни одному из моих начальников не было дела до того, что у меня двое детей и работающий муж. Никому не было интересно, как я со всем этим справляюсь. Поэтому когда я основала свою собственную компанию, я решила, что все сделаю по-другому.»  Будучи генеральным директором, она позволяла своим людям брать 12-недельный отпуск по уходу за ребенком как женщинам, так и мужчинам, сделала гибкий график для сотрудников с детьми, бездетным позволяла работать из дома и брать творческие отпуски. «Я хотела, чтобы всем было хорошо, но добилась только того, что они все время просили большего», — говорила она потом.

Ничего неправильного в том, чтобы удовлетворять профессиональные и личные потребности сотрудников, нет. Но эта динамика может закрутиться в спираль. И вскоре в такой ситуации, как у упомянутого выше директора, сотрудники начинают думать, что они важнее, чем клиенты, конкуренция, новые рыночные возможности, продуктивность. Страдает компания, страдает руководитель. 

Правильной тактикой в этой ситуации станет профилактика. Но если вы уже застряли в этой спирали, то с сотрудниками надо откровенно поговорить о том, что Эдем надо перефокусировать на внешний мир.

3. Слишком долго держатся за ошибочно взятого на работу человека.

Женщины-руководители, как правило, ждут до последнего. Они склонны избегать конфронтаций и волноваться о сотруднике и его семье, которая зависит от его зарплаты. Посему дают ему дополнительные шансы, помогают, консультируют, подсказывают… И что? А то, что порой вся команда вынуждена затыкать образованную неподходящим сотрудником дыру в системе.

Женщины стараются минимизировать связанные с приемом на работу ошибки, а не устраняют их.

Выход: иметь достаточно смелости посмотреть в лицо проблеме и быстро ее исправить. Опыт: одна руководитель держалась за некомпетентного директора по маркетингу около года, хотя его отношение к работе сводило с ума всю команду. Однако после принятия решения об увольнении она услышала одобрение от босса и вопрос: «Чего ты так долго тянула с ним?»

4. Женщины-руководители верят, что им нужен ментор, когда им об этом говорят

“Тебе нужен ментор, образец для подражания,” — говорила мне каждый раз при встрече CEO моей компании. Но у меня его так и не появилось. Спустя время я поняла причину: менторов у меня было достаточно. Это  друзья, коллеги, бывшие боссы, соседка, которая руководила своей собственной компаний, — я ко всем ним обращалась за советом. С одними я общалась три месяца, с другими три года. Литературный агент, с которой я познакомилась случайно в 1995 году по прежнему мой «ментор». Каждый из них меня чему-то научил.

Самое интересное, что я ни разу не слышала указания найти ментора из уст руководителя-мужчины. Возможно, потому что считается, что мужчине не нужна дополнительная помощь, ведь корпоративный мир к ним и так благоволит. Так или иначе, слишком много женщин совершает ошибку, пытаясь найти единственного, волшебного ментора. Пусть их будет как можно больше.

5. Женщины-руководители продолжают думать, что все дело в них

Когда вы становитесь боссом, меняется кое-что важное. Теперь самое важное — не ваш успех, а успех ваших людей.

Никому этот аспект лидерства не дается легко. У женщин больше проблем. Сложно сказать почему. Часто они продолжают мыслить категориями своего собственного успеха.

Хотя принять эту концепцию трудно как мужчинам, так и женщинам:  вы сами успешны только при условии, что успешна вся ваша команда.

Что же до волшебной палочки, которую мне подарила мой босс, я приклеила ее к своему монитору. Она не остановила меня от совершения ошибок, но напоминала о них. Так что я не совершала одну и ту же ошибку дважды.

По материалам oprah.com

Мы в Facebook