Анна Савельева, операционный директор компании Watson’s, мама двух дочерей: Алисы (7 лет) и Елизаветы (3 года), рассказывает о ценности взаимного уважения, удовольствии от воспитания и манипуляциях как зоне развития.
О работе и образовании
Специальность мы выбираем в раннем возрасте, и потом нам достаточно трудно реализовывать себя в первой специальности. Я по первому образованию – бухгалтер, тема моей дипломной и почти кандидатской работы была «Учет основных средств в промышленности». В определенный момент я поняла, что люди мне ближе, чем цифры, и, будучи в должности главного бухгалтера, я приняла решение уйти к людям. Моя основная специальность помогает в работе, так как я получала образование в период активных реформ – когда проходила реформа украинского законодательства, бухучета, все активно изучали gap, ios, international accounting. Потом был следующий этап – налоговая реформа. И я все это успешно пережила, будучи бухгалтером.
К людям я решила пойти в торговлю, и занимаюсь управлением командой более 15 лет. Я пробовала себя в дистрибуции как региональный менеджер, была директором первого, флагманского магазина Columbia, директором «ОСТИН Украина», а теперь являюсь операционным директором Watson’s с сетью более 430 магазинов и большим коллективом.
О декрете
В 2010 году я родила первого ребенка и вышла на работу через 2,5 месяца. Когда я уходила в этот декрет, то говорила своему руководству, что это не страшно, не заразно, я не заболела. Честно говоря, мне было легче выйти на работу, чем перенести период пассивности. Люди разные: одним это нужно, другим – нет, вопрос в том, чтобы не делать того, чего ждут от тебя другие, а делать то, что нужно тебе.
Останні новини
- Натхнені історії про величних жінок: 5 фільмів, які має переглянути кожна кар’єристка
- Рецепт сирного фондю у гарбузі
- «Жовтолика»: роман Ребекки Кван незабаром екранізують
- Мозаїка з орнаментами трипільської культури прикрасить місто Українка
- Єпископ УГКЦ Микола Бичок стане наймолодшим кардиналом у світі Новости на главной
О дочерях
Моей старшей дочери Алисе – семь лет, младшей Лизе – три, у них ровно четыре года разницы без трех дней. Они замечательные, учат и развивают меня. Они формируют во мне терпимость, толерантность, ведь я очень энергичный, эмоциональный человек. Они учат меня слушать, так как я люблю говорить, и говорю много. Мои дочери очень мудрые, и мы живем в постоянном развитии.
О стереотипах
Не согласна, когда дедушки и бабушки определяют, как детям поступать. Ловлю себя на мысли о том, что не знаю, что и насколько они должны. Мир меняется, и молодые люди уже другие, у них другое отношение к работе, к жизни. Я смотрю на молодых людей в моей команде и вижу, что мои дети будут отличаться еще больше от нас, чем настоящее поколение, ведь они будут следующим поколением. Попробуйте рассказать нынешней молодежи, что она должна! Здесь важно общение на равных, профессиональная компетенция – только это является для них мерилом авторитетности.
О воспитании
Наверное, я не могу быть экспертом в этой области, я еще никого не воспитала – девочкам всего семь и три – но мне кажется, что в большей степени они воспитывают меня. Однозначно делегировать воспитание нельзя, этим должны заниматься только родители, быть примером для детей. Ты не можешь быть хамом и требовать от ребенка вежливости, ты не можешь бросить бумажку на улице и требовать от ребенка чистоты в его комнате.
У нас не было понимания института воспитания, как формирования отношений между родителями и детьми – в СССР воспитывали школа и садик, именно общество давало детям нормы поведения. Но семья важна, для меня она не условность. Для меня ценностью является уважение в семье – дети не будут уважать мать и отца, если они взаимно не уважают друг друга. И, конечно, важна любовь и тесный контакт, мы постоянно обнимаемся и целуемся.
Родителям нужно понимать, что они хотят делать со своими детьми. Я хочу получать от нашей жизни удовольствие, хоть воспитание – большой, ежедневный труд, так как нужно балансировать между своими и детскими желаниями. Но в любом случае нужно иметь личное время, нельзя стопроцентно отдавать себя детям. Они вырастают очень быстро, и я должна быть счастливая, здоровая и в хорошем настроении рядом с ребенком, и этого достаточно.
Суть воспитания – образование. Важна образованность и понимание того, что нужно трудиться для достижения цели. Детям, у которых есть благополучная семья, важно дать понимание, что нужно приложить усилия, чтобы что-то получить, и что в принципе любая цель достижима.
О балансе карьеры и семьи
Когда у тебя и семья, и карьера, отпадает все лишнее, потому что обязанностей очень много, а в сутках всего 24 часа. И ты понимаешь, что нужно время для себя, для семьи, и при этом на работу отводится определенное время, которое не подвинуть. Мой уровень занятости не предполагает, что я в выходные или в отпуске могу оставить ноутбук, телефон и не ответить на рабочий звонок или письмо. И важно качественно проводить время с ребенком: если вы вместе, не нужно смотреть телевизор, он и сам его может посмотреть.
Ребенку важно общение с родителем, нужно его выслушать, узнать, что он сделал, порадоваться этому вместе. Конечно, хотелось бы побольше свободного времени, но и девочки тоже заняты, у них занятия до восьми вечера, поэтому у нас остаются лишь выходные и отпуск. Если у родителя мышление в порядке, то и жизнь в порядке. Сложно тем, кто хочет успеть все, но выбирать все равно придется, и этот выбор должен быть в пользу детей, пока они маленькие. А потом главное – не давить на ребенка, чтобы он отдавал время, которое в него инвестируют родители. Моя цель – создать у ребенка органичную потребность общаться со мной, когда я этого не прошу.
О манипуляциях
Папа девочек балует, им ни в чем нет отказа. Мог бы, и Луну им принес с Солнцем и звездами. А девочки хитрые, знают, что у кого и как попросить. Манипуляция – это нормально, любой здравомыслящий человек является манипулятором. Человек, который владеет инструментом, играет на нем, а манипуляция – это тоже инструмент, в том числе и понимание граней, определение зон дозволенного. Манипуляция детей развивает, если не заходить за рамки. Например, врать и искажать факты нельзя. А у детей нет еще четкого понимания разницы между действительными событиями и фантазией.
О потреблении
Конечно, детей нужно ограничивать. Родители ведь большей частью покупают игрушки себе, а не детям. Заходя в детский магазин одежды, маме нужно все, даже если потом эти вещи ни разу никто не наденет. Поэтому вопрос о потреблении – к родителям, а не детям, в этом нужно воспитывать себя. Дети прекрасно чувствуют себя просто в любимом платье или чистых джинсах и футболке. Я помню, что Алиса лишь раз просила птичку в магазине, умоляла и рыдала. Мы поговорили о том, что у нас уже живет в доме птичка, как мы их двоих поселим? И птичку мы в итоге не купили.
О том, чему нужно научить детей
В первую очередь я хочу дать дочерям уверенность, что они могут все, и сами. По своему опыту я понимаю, что все равно они будут учиться на своих ошибках. Можно рассказывать, уговаривать, но все свои ошибки они совершат сами. На все божья воля, каждому человеку дан его «пирог несчастий», и он должен его съесть. Я учу детей простым вещам: тому, что нет ничего невозможного, позитиву, ценности мира и счастья, дороже которых нет ничего в жизни.
Портрет мамы XXI века
Мне кажется, мама во все времена одинакова. Есть любящие мамы и мамы, которым дети в тягость. В нашем обществе не принято об этом говорить. Но нельзя осуждать маму, которая плохо выглядит, и никто не имеет право ставить ей в пример маму, которая выглядит хорошо. Это личный выбор каждого. Но если мама обвиняет в своих ошибках детей и окружающих, я в это не поверю. Что вы готовы инвестировать, то и получите.
Беседовала Галина Ковальчук. Фото: Алена Владыко, из личного архива Анны Савельевой.