Зачем бизнесу быть социально-ответственным

Важные аргументы почему стоит включиться в проекты корпоративно социальной активности

16.03.2021
Катерина Заславская

Директорка Киевского офиса ЮК ILF, экспертка по построению HR-систем, карьерная консультантка.

Мы все чаще слышим истории о том, как бизнес открывает образовательные проекты, сортирует мусор или поддерживает уязвимые группы, например, ЛГБТ-сообщества или людей с инвалидностью.

Так, согласно исследованиям Pro Bono Club Ukraine, на 2018 — 2019 годы пришелся расцвет КСО-инициатив в Украине, куда было потрачено более 411 миллионов гривен. Основные направления — сотрудничество с благотворительными организациями, поддержка образовательных проектов и инициативы по развитию персонала и улучшению условий труда.

В современном мире социальная ответственность — один из показателей успешности бизнеса, а послание “изменить мир” — неотъемлемая часть многих именитых брендов и предпринимателей. Это вдохновляет и заряжает, ведь “если не мы, то кто”. Однако не всегда миниатюрная и малоизвестная украинская компания может на практике изменить этот мир ввиду ограниченных ресурсов, и потому не каждого эта мотивация по-настоящему зажигает. Да и перенасыщение информационного поля историями о великих делах добавляет какой-то наигранной святости этому процессу, уводя нас от более рациональных и конструктивных мотивов, чтобы заняться социально полезной деятельностью.

В этой статье я предлагаю взглянуть на простые, но важные аргументы почему же бизнесу все же стоит включиться в проекты корпоративно социальной активности. С целью не только принести благо в этот мир, но и с пользой для себя. 

Зачем бизнесу ввязываться в проекты социальной ответственности?

  • Экономика и новые рынки. Многие слышали про поддержку женщин, и что это мощный экономический ресурс. Ведь представляя половину населения мира, они составляют только 39% мирового рынка труда. Но вот еще факты. В Украине количество людей с нарушением слуха равно населению Харькова. Харькова! Это целый рынок для поиска персонала, как и значительная аудитория для продажи товаров и услуг. Современные технологии очень упростили возможность сотрудничать с людьми с инвалидностью. Это рынки, которые многие не замечают и не считают важным развивать и поддерживать. Что совершенно несправедливо, с какой стороны ни глянь. 
  • Социальный капитал и «своя стая». Мне в жизни повезло познакомиться со многими замечательными людьми через сотрудничество в социальных, культурных или образовательных проектах, работая в ILF. То что сначала казалось совпадением, оказалось железной закономерностью. Искренних активистов и бизнес в этой сфере очень часто объединяют общие ценности и взгляд на мир. Вы обрастаете бесценными знакомствами и контактами, которые не купишь ни за какие деньги. Это не только про ценность для бизнеса, но про качество жизни собственника и его команды, и про здоровое окружение. 
  • «Органический» пиар и бесплатная медиа-поддержка. Я не сторонница трубить на всех углах какой бизнес молодец, “а посмотрите как мы всем помогаем! А напишите, а расскажите о нас! Ай да мы!” Но на самом деле, если бизнес делает что-то хорошее и крутое, о нем с большой вероятностью напишут. Или расскажут. Медиа и людям, кроме политики и трэша, все же нужны интересные и вдохновляющие истории. Создайте историю, которую захочется читать, репостить и пересказывать. В большинстве случаев она будет не о том, какой крутой трактор пригнали на производство, а о людях и ценности, которую вы им принесли.
  • Гранты. В прошлом году при оценке в Украинском Культурном Фонде программы «Институционной поддержки» наряду с критериями о внутренних процессах и партнерстве, оценивалась социальная составляющая проекта. Баллы равносильны со всеми другими. Если ты бриллиантовый проект, но не работаешь с уязвимыми группами и не делаешь хорошо, то значительно теряешь в шансах получить финансирование. При подаче на бизнес-гранты, в 99% случаев этот критерий будет учитываться.
  • Новые возможности. По логике понятно, что все предыдущие пункты ведут к новым горизонтам. Возможности не появляются на ровном месте. Их приносят хорошие люди, они нарабатываются репутацией и вырастают на месте уже реализованных возможностей. Каждый сделанный проект — это шаг к новым проектам и знакомствам.

Как-то так выходит, что волей-неволей через такую деятельность мир вы поменяете. Хоть чуточку, но сдвинете. Но это всего лишь приятный побочный эффект более осмысленного существования и окружения. К чему добавим развитие и свежий взгляд, когда вы смотрите на жизнь и свой бизнес не через замочную скважину, а хотя бы через 3D-очки. Поэтому социальным проектам в бизнесе, конечно же, быть, независимо от того, какого размера и уровня зрелости компания. Каждый может найти свою нишу — от покупки корма собачьему приюту до открытия лаборатории для студентов при университете. Лишь бы с душой и осознанно.

 

Читайте также: Как и зачем города трансформируют заброшенные заводы и фабрики