Анти-буллинг: 9 способов усилить стойкость ребенка

Стратегии, которые помогут родителям правильно поддержать и настроить своих детей

Филлис Л. Фладжелл, заведующая школы и психотерапевт в округе Колумбия, дает практические советы родителям, которые хотят усилить стойкость и сопротивляемость буллингу в своих детях. 

Когда Джесси гуляет со своими лучшими подругами Хлоей и Мэг, они постоянно сплетничают об ученице по имени Кейт. Джесси не знает, кто это, но девочки говорят, что она страшная, рассказывает нудные истории и воняет как лосьон от акне. Когда Джесси пытается выяснить что-то об этой загадочной девочке, подруги переглядываются и хихикают. Так длится неделями, пока один мальчик из их класса не сообщает Джесси, что Кейт — это ее же кодовое имя. Джесси смотрит на своих подруг, ища поддержки, но они отворачиваются от нее и совсем перестают с ней общаться.

Джесси плакала каждую ночь и ее мать Наоми, которая живет по соседству, попросила меня дать ей несколько советов о том, как помочь ребенку противостоять буллингу. Она сама в школе было объектом насмешек, поэтому знает, как больно сейчас Джесси и хочет, чтобы она не страдала так сильно. Одного-единственного действенного рецепта нет, ведь все дети разные, но есть общие полезные стратегии, которые помогут родителям правильно поддержать и настроить детей.

Меняем сюжет

Помогите детям понять, что именно они и никто другой являются главными героями своей истории, а буллинг — это только небольшой эпизод. Мэтт Лэнгдон, эксперт в вопросах буллинга и глава компании «Hero Construction Company», настаивает на том, чтобы взрослые использовали метафору героя и его пути: испытания, которые он проходит, как он меняется, например, как Гарри Поттер. Почитайте книгу о приключениях подобного героя, посмотрите вместе с детьми фильм, расскажите ему, что он тоже сильный и благородный герой, который обязательно справится со временными трудностями.

Слабость как секретная сила

Дейв Рэндалл, автор книги «Фактор фрика» (The Freak Factor), рассказывает: «Я был ужасно худой и меня называли «Твигги», как известную модель. Как вы понимаете, ни один 13-летний мальчик не хотел бы, чтобы его тело сравнивали с телом модели. Но именно благодаря такому телосложению я могу участвовать в соревнованиях по триатлону Ironman. Еще мне говорили, что я болтаю без умолку, а в итоге я стал спикером». Для того, чтобы обезоружить обидчиков, убедите ваших детей, что их так называемые слабости — это сильные стороны. В какой момент «ботаник» становится изобретателем? Когда девочка, рисующая «странные» рисунки, превращается во всемирно известного дизайнера? Объясните детям, что чем бы ты ни отличался от других, это всегда будет привлекать внимание. Рэндалл советует попросить детей написать список того, что им в себе не нравится, а затем поговорить с ними об обратной стороне «недостатка». И напомнить детям, что когда они перестанут пытаться быть не тем, кем они есть, они начнут привлекать другой тип друзей. Поощряйте также нон-конформизм в ваших детях: другой — это не значит «плохой».

Вместе легче

Дети, которых обижают, могут легче противостоять обидчикам, если будут помогать друг другу. Мишель Борба, автор книги «Анти-селфи: Почему дети, способные к эмпатии побеждают в этом эгоистичном мире» (UnSelfie: Why Empathetic Kids Succeed in Our All-About-Me World), утверждает, что ребята, которым довелось пережить такие события, более способны к эмпатии. Оyа вспоминает подростка, который несколько лет назад эмигрировал с Гаити: «Никто не хотел сидеть рядом с ним в столовой. Когда же он создал футбольную команду и заслужил всеобщее одобрение и принятие, он убедил товарищей, в том числе игроков своей команды, составлять компанию «отверженным».

Собераем своих «рыцарей Круглого Стола»

Лэнгдон утверждает, что для того, чтобы побороть изоляцию, ребенку нужно создать свою группу реальных или воображаемых советников, в духе рыцарей Круглого Стола: «Люди могут выступать как менторы и болельщики. Пусть это будут не только реальные люди: друзья, родственники, но и герои книг, фильмов про супергероев или исторические личности».

Ищем единомышленников

Родители могут отвести детей на внеклассные занятия по тем видам деятельности, которые нравятся детям. Именно там они, с большой вероятностью, смогут встретить единомышленников и подружиться с ними. «Ищите, подбирайте, пока не найдете, спортивные секции и кружки, в которых ваш ребенок будет блистать, в которых он будет счастлив», — говорит Лэнгдон. Мишель Борба добавляет: «Для того, чтобы стать стойкими, детям очень нужен один настоящий верный друг. Так они узнают, что значит быть для кого-то значимым человеком».

Тщательно подбираем слова

Дети должны знать, что взрослые верят в них и верят им. Признайте тот факт, что их ранили, но не не спрашивайте каждый день: «Дети сегодня обижали тебя?», если они ответят «да», то им придется переживать все снова, рассказывая вам здесь и сейчас то, что они, возможно, еще не готовы обсудить, если они ответят «нет», то уже и не смогут вам ничего рассказать. Вместо того, чтобы концентрироваться на негативных аспектах, вселяйте надежду. Мишель Борба советует читать книги или смотреть вдохновляющие видео о тех ребятах, которых травили, а они смогли изменить мир. А еще вы можете подсказать им, как стратегически использовать юмор, визуальный контакт, «позу силы» и твердую манеру говорить, чтобы устанавливать личностные границы.

Видим потенциально проблемных людей и ситуации

Взрослые могут помочь ребенку определять потенциально проблемные ситуации. Иногда к буллингу прибегают «друзья», тогда это еще болезненнее. Дайте своему ребенку время понять, что он приносит в жертву такой дружбе самого себя, а потом поговорите с ним о том, что такое настоящая дружба.

Когда менять обстановку

Если ситуация становится опасной для здоровья ребенка или его психологическое состояние резко ухудшается, родители должны рассмотреть возможность перевода в другую школу или посещения психолога. «У одной девочки из Техаса на занятиях по плаванию украли из шкафчика бюстгальтер. У девочки была пышная грудь, но ей пришлось идти на следующий урок без верхнего белья. Одноклассницы сняли на видео, как она шла по коридору, и все — травля началась. Отец девочки попросил собрать родителей обидчиков у директора. Но знаете что? Мамы других детей, просматрвиая видео, просто смеялись. А директор ответил: «Мы не можем гарантировать безопасность вашей дочери». Девочке пришлось перейти в другую школу. Так вот, дети должны чувствовать, что взрослые — на их стороне! И да, когда ребенок рассказывает вам ужасные вещи, не обещайте ему, что никому не расскажете! И постарайтесь не торопиться забирать ребенка из школы. У руководства и педагогов должно быть время, чтобы призвать к ответу обидчика, спешка может только ухудшить ситуацию, а обидчик уверует в свою безнаказанность», — говорит Борба.

***

А что касается Джесси, ее мать записала девочку на курсы креативного письма, где у нее появилось много друзей. Там она написала рассказ о девочке, над которой издевались, но которой удалось нейтрализовать нападки и помочь другим детям. В обоих мирах, реальном и воображаемом, Джесси поменяла сюжетную линию. Она поняла, что буллинг — это лишь одна глава в ее истории.

Источник: washingtonpost.com

— Читайте также: Буллинг от А до Я: Все, что должны знать родители

Мы в Facebook