Расписание занятий: Как адаптировать ребенка к школе после каникул

Советует педиатр Елена Фещенко

Переход от свободы на каникулах к напряженному графику школьных будней не так уж и легок для ребенка. А если у него в школе непростые отношения с одноклассниками, то начало учебного года и вовсе может стать определенным стрессом. Как правильно адаптировать здоровье ребенка к школе, какие моменты учитывать и в течение учебного года, рассказывает педиатр Елена Фещенко, врач медицинской сети «Добробут».

Как проявляется школьный стресс у детей? Какие формы он может принимать?

Любой стресс может активизировать хронические заболевания, вести к их обострению. Включаются законы психосоматики, когда психологические проблемы могут становиться пусковым механизмом для ухудшения здоровья.

Конечно, после трехмесячного периода каникул, когда у детей нет жесткого режима, школа становится своеобразным стрессом. Многие подростки, с которыми я общаюсь на приеме, летом, во время каникул, ложатся за полночь, а утром спят до полудня. Они привыкают жить в таком ритме, трех месяцев хватает для привыкания к новому режиму. К тому же летом у них гораздо меньше ответственности, чем в школе, большая часть времени посвящена отдыху. Соответственно, когда ребенок идет в школу, то ему необходим период адаптации. Его длительность зависит от мотивации ребенка, и здесь большую роль играет позиция родителей.

Если ребенок идет первый раз в первый класс, то родителям нужно объяснять ребенку, что школа – это начало нового интересного этапа обучения тому, что уже умеют взрослые. Важно прививать мотивацию на обучение и овладение новыми знаниями, вместе с ребенком покупать красивые школьные аксессуары, яркие тетрадки, ручки, ранец, красивую школьную форму, чтобы процесс подготовки к школе проходил с любовью и интересом.

В среднем школьном возрасте наступает второй этап – соревновательный и структурированный. Ребенок выполняет задания, учится соблюдать дедлайны, учится концентрироваться и принимать свои детско-подростковые мини-решения, учится брать ответственность за свои поступки. Родителям важно быть рядом с ребёнком, быть ему другом и поддержкой, помогать структурировать процесс и распределять свое время рационально.

Если родители спохватываются в последний момент и суетливо готовят ребенка к школе, то и ребенку передается это настроение. Ему в этом возрасте нужен стабильный уверенный спокойный взрослый, который всегда поддержит и поймет.

У старшеклассников мотивация связана с процессом осознания своего профессионального призвания и выбора дальнейшего пути в жизни, где они могли бы себя проявить в полной мере и выделиться среди остальных. Родителям необходимо перед школой проговаривать и обсуждать эти темы вместе с детьми, и даже на каникулах летом. И в этом случае школа не будет стрессом, а только лишь отправной точкой во взрослую жизнь.

Школа – она не будет стрессом, если родители будут хорошо взаимодействовать со своими детьми, часто общаться, обсуждать проблемные вопросы, да и просто будут друзьями. А процесс подготовки к школе будет плавным, постепенным и увлекательным.

Есть ли анализы, обследования, которые лучше бы сделать ребенку перед школой?

Да, это может быть элементарный общий развернутый анализ крови. Важно видеть формулу и уровень гемоглобина. Иногда возникают жалобы на утомляемость, головокружения, снижения аппетита у ребенка без явных видимых причин, что может вызвать снижение успеваемости. Такое состояние может быть проявлением анемии, а при правильной коррекции, — самочувствие улучшится.

В детских клиниках существует программа профосмотров перед школой, ее цель — обследовать ребенка и выявить патологию, которая, может пропускаться.

  • Окулист должен проверить остроту зрения, от этого, в частности, будет зависеть, на какой парте сидеть ребенку.
  • Ортопед должен посмотреть, что происходит с костно-мышечной системой, суставами ребенка, можно ли ему заниматься физкультурой и с какой интенсивностью.
  • Кардиолог должен проверить сердечный ритм, сделать кардиограмму, чтобы понимать, какие физические нагрузки сможет ребенок выдержать.
  • Психолог определяет психологическую готовность к школе и уровень стресса.

Ребенок растет, развивается, каждый год он меняется, и этот процесс нужно отслеживать и направлять наши усилия на профилактику.

Какие рекомендации по режиму дня и питанию вы можете дать, чтобы детям лучше войти в школьный ритм?

Вообще режим питания не должен меняться – какой бы сезон и занятия у ребенка ни были. Здесь ключевое слово – режим, благодаря ему у детей в определенное время вырабатываются необходимые ферменты, желудочный сок, чтобы переваривать пищу. Между приемами пищи не должно быть длительных перерывов, и на каникулах, и в школе. При этом утром лучше начинать с более легкой пищи и в течение дня переводить организм на более плотную. В школе важно, чтобы не было обилия булочек на голодный желудок и сухоедеения, что является профилактикой гастритов.

Адаптацию ребенка к школе хорошо начинать уже с середины августа. В отношении режима дня школа может быть стрессовой поначалу, так как в первые недели учебного года дети все равно ложатся спать поздно и с трудом встают рано. Родителям надо контролировать этот процесс и устанавливать рамки, важно адаптировать ребенка постепенно, каждый день ложиться и вставать на 15-20 минут раньше.

Насколько обязательны прививки перед школой?

Шесть лет – это декретированный возраст, когда ребенку необходима ревакцинация от некоторых заболеваний. Нужны две комплексные вакцины – одна для профилактики дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита и вторая для профилактики кори, краснухи и паротита. Их можно сделать с интервалом в месяц. К шести годам снижается уровень специфического иммунитета, который ребенок получил от вакцинации в раннем возрасте, если они делались по графику. Нужно повышать уровень защищенности от этих инфекций перед походом в новый коллектив.

В Украине идет эпидемия кори, есть случаи столбняка, дифтерии, полиомиелита, ежегодно регистрируются случаи коклюша. Пока у нас нет массового иммунитета, но в последние годы появилось больше осознанности в пользу профилактической вакцинации, проводятся грамотные вакцинальные кампании.

Может ли школа отказаться принимать ребенка, если у него нет прививок?

Юридически школа не может этого сделать, так как по конституции каждый ребенок должен иметь среднее образование. Если у ребенка нет прививок из-за отказа от вакцинации, то родители берут на себя ответственность за его здоровье. Бывают случаи, когда ребенка нельзя вакцинировать по медицинским показаниям, тогда врач выдает соответствующий документ для школы с указанием четких сроков медицинского отвода от прививок.

Есть определенный перечень медицинских противопоказаний к вакцинации, который оговорен в Приказе МОЗ по вакцинации. Гораздо чаще встречаются временные противопоказания, когда ребенок болеет, а после выздоровления ему можно продолжать проведение профилактичеких прививок. К сожалению, с этим вопросом среди родителей происходит путаница, так как временные противопоказания принимают за постоянные. К примеру, ребенок часто болеет, у него бронхиальная астма, и родители считают, что прививаться нельзя. Как раз наоборот, такому ребенку необходима профилактика от тяжелых инфекций, которую можно проводить вне обострения.

Бывает, родители считают, что в жару или мороз нельзя делать прививки, но это миф и таких ограничений не существует. Важно правильно построить режим дня в день вакцинации с ограничением контактов и пребывания ребенка под палящим солнцем или на морозе.

Есть ли определенные периоды накопления стресса после 1 сентября?

В первый месяц может возникнуть ранний стресс, когда ребенок осваивается в школе. Могут быть проблемы в коллективе, когда подростки не могут адаптироваться, а подростками сейчас я называю детей лет с десяти, они очень отличаются от прежних десятилеток. Первый месяц – показатель того, как ребенок позиционирует себя в коллективе, становится ясно, какие межличностные отношения складываются между сверстниками. Если у ребёнка возникают проблемы в этой сфере, то может появляться протестное поведение – ребенок замыкается в себе, не хочет учиться, у него рассеивается память, концентрация внимания, снижается аппетит. С первого взгляда кажется, что это простейшие медицинские жалобы, но в итоге выясняется их психологическая подоплека. Здесь очень важна позиция родителей – общение с ребёнком на равных, ведь если родитель доминирует, говорит в приказном тоне, порой не слышит ребёнка, то ребенок еще больше закрывается, остается один на один с проблемой, и это запускает психосоматические расстройства. Ни с того, ни с сего могут возникнуть энурезы, анорексии или, наоборот, переедание.

Лишний вес – еще одна большая проблема. Если девочка, даже в десять лет, имеет склонность к лишнему весу, то у нее уже могут развиваться комплексы. Иногда таких детей за их вес унижают родители, одноклассники, и девочки перестают есть, еще не понимая, как правильно построить сбалансированную диету. В итоге они не получают необходимых элементов для роста, гормонального развития, но и не худеют, так как запускается патологическая реакция. С одной стороны, протестует ребенок, а с другой – его организм и обменные процессы.

— Читайте также: Содержание железа: Чем грозят нарушения эндокринной системы у ребенка

Второй этап стресса наступает перед каникулами, когда у детей накапливается усталость. В этот период дети воспринимают информацию хуже, не могут распределить свое время. А если родители при этом загружают ребенка кружками и секциями, то дети не имеют достаточного времени на домашний отдых и своевременную подготовку домашнего задания. У детей синдром усталости проявляется отсутствием интереса к жизни – они хотят полежать, делают задания без интереса, «для галочки», не видят смысла в том, что делают. Кроме того, может быть снижение аппетита, частые головокружения.

Третий этап стресса – в конце учебного года, когда начинаются экзамены. Дети устали от зимы, им хочется лета и свободы и процесс обучения становится уже как бы «внатяжку».

Конечно, и во время сезонных эпидемий гриппа, простудных заболеваний стоит обратить внимание на заболеваемость ребенка. Если ребенок начинает часто болеть простудными заболеваниями, возможно, причиной этого является стресс, который ослабил иммунитет ребенка.

Есть мнение, что нынешние дети слабее, чем предыдущие поколения. В чем слабые их точки, исходя из вашего опыта?

Не могу сказать, что дети стали чаще болеть. Но появилось больше таких заболеваний, которые раньше детей не беспокоили, в связи со сменой образа жизни. Это связано со следующими причинами:

Отсутствие свежего воздуха и снижение двигательной активности.

Если раньше летом дети играли на улице, игры были подвижными, то сейчас такой возможности в мегаполисах меньше, так как это небезопасно из-за транспорта и более агрессивной окружающей среды. Недостаток движения – гиподинамия – ведет к застойным явлениям опорно-двигательного аппарата, появляются, мышечные зажимы, спазмы, особенно в верхнем плечевом поясе.

Гаджеты.

Долгое время проводя перед экраном, ребенок находится в вынужденном согнутом положении, его плечевой пояс постоянно напряжен. Из-за неподвижности, сидения у него пережимаются сосуды, у тазовых органов может нарушаться кровообращение. Также гаджеты влияют на зрение. Раньше для учебников, книг были подставки, которые позволяли выбирать правильное положение глаз, головы и общую посадку. Сейчас дети с гаджетами располагаются в любых позах, лежа в кровати, подносят экраны близко к глазам, и это приводит к проблемам и с опорно-двигательным аппаратом, и со зрением. Есть так называемый «компьютерный синдром», который выражается в изменениях глазного дна. Это происходит из-за чтения мелкого текста, редкого моргания, когда ребенок долго смотрит на экран, и излучения. Какие бы ни были защищенные современные экраны, все равно для ребенка это нагрузка.

Качество питания.

К сожалению, процент синтетических ингредиентов в пище значительно увеличился. Мы потребляем полуфабрикаты, продукты с консервантами и добавками, что приводит к аллергиям и нарушениям пищеварения. Сейчас есть модный диагноз «лактазная недостаточность», он правомочен, но для его постановки нужны четкие клинические признаки. Обычно указывается, что это непереносимость молока, но тут, скорее, не переваривается не само молоко, а добавки, которые в нем есть. А если есть нарушения усвояемости продуктов, то они приводят и к аллергиям, и к нарушениям со стулом, вздутиями, отрыжкой, метеоризмом, снижению аппетита.

Быстрая еда также вносит свою лепту в нарушения функции ЖКТ. В фастфудах еда щедро посыпается специями, объем которых значительно превышает дневную норму. И это ведет к возникновению гастритов, холециститов, панкреатитов – бич нашего века, в связи с тем, что питание переходит от натурального к химическому. 

Как часто нужно консультироваться у педиатра, чтобы быть спокойной за здоровье ребенка?

Желательно проходить профосмотр раз в году, перед школой. Если у ребенка нет жалоб, мама не видит изменений, то нет необходимости чаще посещать доктора, кроме проведения профилактических прививок. Если у ребенка есть хроническое заболевание, то необходимо наблюдение раз в три-шесть месяцев, чтобы получить противорецидивное лечение. Но, как правило, летом в период профосмотра, доктор сразу представляет родителям план превентивных действий.

Если ребенка начать водить по врачам часто и обсуждать при ребенке его частые заболевания, то он может почувствовать себя ущербным и впадать в ипохондрию. С другой стороны, ребенок может манипулировать мамой, которая во время болезни уделяет ему больше внимания. Симптоматика у таких детей может появляться неосознанно. Поэтому важно родителям понимать потребности своего ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности и участвовать в мягкой психологической и физиологической адаптации к школе.

— Читайте также: Внутрь болезни: Проявления психосоматики у детей

Мы в Facebook