Без паники: Как говорить с детьми о военном положении

Советы психолога Марии Фабричевой

28.11.2018

Сегодня вступил в силу указ о введении военного положения в 10 областях Украины. Уровень тревоги в обществе растет, а это влияет на все сферы жизни и приводит именно к тому, чего все так боятся. Психолог Мария Фабричева объясняет, как не поддаваться панике и позаботиться о спокойствии ребенка.

Все живые люди нервничают. Если вы не можете объяснить проблему себе и не знаете, как ее решить, и понимаете, что находитесь в стрессе, не нужно говорить об этом при детях. Они будут реагировать на ваше состояние, на тот фон, который в семье. Родителям важно это помнить и учиться проживать свои эмоции, не теряя здравого смысла.

Если вы все же хотите поговорить о том, что происходит в стране, с детьми, вы должны в первую очередь для себя найти объяснение происходящему. Все, что можно сказать детям: «Да, сейчас непростая ситуация, которая требует дополнительных ресурсов и решений».

Есть правило критического мышления, которому нужно себя научить: «если случится что-то важное и глобальное для меня, я обязательно об этом узнаю». Это важно понимать, потому что когда нагнетается паника, люди теряют способность здраво мыслить и тогда ими гораздо легче управлять. Если вам что-то непонятно, ищите информацию в достоверных источниках. Если объяснения вам не подходят, наверное, вы хотите получить какой-то другой ответ. Попробуйте спросить себя, что вы хотите услышать.

Что делать, если ребенок пришел в панике после школы

1. Признаем чувства ребенка

Можно сказать: «Я вижу, что ты боишься», «Я вижу, что ты напуган», «Давай сначала попробуем отдать куда-то это чувство — что-то нарисуем, я могу тебя обнять, можем потопать ногами, покричать». Так мы поможем ребенку это чувство прожить. Ни в коем случае нельзя обесценивать его страхи, отмахиваться от них и вопить «сейчас всем нехорошо».

2. Проясняем, что за информация его так напугала

Спросите, кто ему сказал то, что его так напугало, пусть ребенок рационализирует свой страх. После этого можно объяснить, что у каждого человека есть право на свое мнение, но мы не обязательно должны с ним соглашаться.

3. Показываем варианты выбора

Объясните ребенку, что если ситуация будет разворачиваться так, что появится угроза жизни, у вас есть план действий. Надо дать ребенку выбор. Дать ему собрать чемодан, если иначе он не успокаивается, это тоже будет хорошо, — чемодан станет для него опорой. Таким образом мы поможем выразить чувства, прояснить ситуацию, выяснить, что на самом деле происходит.

4. Работаем с учителями

Если педагог что-то сказал при детях, можно с ним спокойно поговорить. Объяснить, что вы понимаете его опасения и предложить ему найти более здравый способ доносить эту информацию детям. При этом не стоит обесценивать мнение учителя, настраивать ребенка его не слушать. У нас нет задачи изменить чувства и мысли других людей, это невозможно сделать. Что если выход из негативного сценария как раз в том, чтобы перестать обесценивать друг друга?

Как успокоиться самому

Вот несколько техник, которые можно применить для снятия панического состояния:

I.
— принять теплую ванну / контрастный душ
— выйти на улицу пройтись
— умыться холодной водой
— выпить стакан воды
— выйти из диалога
— заняться спортом
— свернуться калачиком (лечь в позу эмбриона)
— лечь поспать
— послушать музыку
— потанцевать
— обнять себя
— позвонить другу / подруге/ мужу/ жене/маме /папа/сестре/брату
— обратиться к психотерапевту

II.
— закончить разговор, который меня злит (онлайн, по телефону, на улице)
— выразить свой гнев
— покричать
— потопать ногами
— порвать бумагу
— написать гневное письмо
— бросить мячом или бумажным шариком в стену
— обойти неприятную или небезопасную компанию
— попросить чтобы вас встретили

III.
— подышать
— поплакать
— лечь отдохнуть
— переключить мысли
— поделать монотонные движения (помешать сахар в чашке, разложить вещи)

Эти простые действия помогут снять тревогу и вернуть себе здравый смысл.

— Читайте также: «Нет» — это не оскорбление: Как выстраивать личные границы