Рецензия на фильм «Человек, который продал свою кожу»

"Человек, который продал свою кожу" / The Man Who Sold His Skin (2020) - номинированный на "Оскар" фильм тунисской режиссёрки Каутер Бен Ханьи. Это история про современную сделку с дьяволом, "чип в человеческом теле" и про то, что свобода до сих пор остаётся Великой иллюзией

Надя Куприненко, киновед, обозреватель WoMo

Чего только не продавали люди в различных произведениях искусства — и смех, и душу, и молодость. Настало время не столь значительных сделок — в фильме «Человек, который продал свою кожу», успешный художник произносит фразу, характеризующую менее пафосные современные ценности: «Мне не нужна твоя душа — мне нужна твоя спина».

А ещё это история про тот самый, многими вожделенный, многими проклинаемый, чип в человеческом теле. И про иллюзию. Великую иллюзию свободы.

Рассказывает кинокритик и обозреватель WoMo Надя Куприненко.

Кадр из фильма «Человек, который продал свою кожу»

Сирийский беженец Сэм Али (Яхья Махайни) соглашается на предложение современного бельгийского художника Джеффри Годфруа (Коэн Де Боу) набить на свою спину татуировку в виде Шенгенской визы благодаря чему может свободно пользоваться привилегий пересечения границ. Став арт-объектом современного искусства, живёт в хороших отелях, ест хорошую еду и выставляется в лучших музеях, имея оглушительный успех. Но будучи творением чужих рук, вовсе не имеет той свободы, о которой мечтал.

При этом художника вовсе нельзя назвать циничным эксплуататором — он достаточно добродушно относится к своему творению, не забывая, однако, и про его прямое назначение. Да и цель у этого произведения более чем гуманная: подчеркнуть тот парадокс, что вещи в современном мире имеют большую свободу, чем люди. Как минимум им проще пересекать границы.

«Человек, который продал свою кожу», как ни удивительно, снят по реальным событиям.

В начале 2000-х бельгийский художник Вим Дельвуа, до этого прославившийся благодаря проекту со свиньями, которым он набивал тату, сделал спину живого человека своим холстом. Это произведение он назвал «Тим» (по имени носителя работы Тима Шнайдера) и успешно выставлял его в музеях.

После смерти Шнайдера с его спины будет снята кожа, помещена в раму и передана немецкому коллекционеру Рику Рейнкингу, который в 2008 году купил «Тима» за 150 тысяч евро.

Тим Штайнер в галерее Mona, 2012 год

В руках тунисской режиссёрки Каутер Бен Ханьи эта история выглядит не столь цинично, несмотря на то, что ко всей этой сомнительной затее современного искусства добавились тема сирийских беженцев и эксплуатации людей. Это, скорее, сатирический взгляд на современное искусство, который вовсе недвусмысленно затрагивает и актуальные проблемы в обществе: беженцы, права человека и то, что «наше тело на поверку не всегда наше дело».

Современное искусство — это симуляция мира, в котором мы живём. Эксплуатируя актуальные темы, оно подчас не менее цинично относится к жертвам обстоятельств, чем и сама реальность, э паразитируя на них и зарабатывая на судьбах людей деньги. Для меня именно это есть идеей фильма Бен Ханьи.

Даже несмотря на то, что ни один из главных персонажей фильма до конца не является сволочью — каждому из них можно предъявить сделку с собственной совестью.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рецензия на фильм «007: Не время умирать»

Помимо оригинальной истории, фильм увлекает виртуозной, поистине поэтической работой оператора, которая подчас говорит нам больше, чем происходящее на экране. Визуальный ряд — тонкая и часто ироничная составляющая фильма.

Неожиданно и в не менее неожиданном образе блондинки в фильме присутствует Моника Белуччи. В начале появления актрисы на экране нам хочется её как минимум прибить из-за её бессердечности, которая в итоге оказывается мнимой. Белуччи играет бельгийскую галеристку Сорайу, которая блюдёт Сэма как произведение искусства, не забывая при этом, что имеет дело с человеком. Согласие актрисы принять участие в съёмках неожиданностью стало и для самой режиссёрки, которая отправляла ей сценарий на удачу, особо не рассчитывая на согласие. Тем не менее актриса согласилась, привнеся оригинальность в и без того хороший фильм.

Моника Белуччи в фильме «Человек, который продал свою кожу»

Как много в детстве мы читали напутственных историй о том, как человек, отправляясь в дальние странствия за счастьем, обретает его, только вернувшись домой. «Человек, который продал свою кожу» подтверждает этот постулат, несмотря на то, что дом у главного героя — в охваченной войной Сирии, куда человек, который уже смог вырваться, вряд ли захочет вернуться. Тем не менее Сэм приходит именно к такому решению. И именно эта нерациональность заставляет меня думать, что Каутер Бен Ханья как представитель того самого современного искусства, над которым она так мастерски и справедливо иронизирует, и сама не смогла обойтись без эксплуатации актуальной темы беженцев, позволив себе, к тому же, приправить её неким едва уловимым морализаторством.

Сэм, тем временем, так не считает. И пройдя огонь, воду и даже медные трубы не по своей, самое главное, воле, утверждает: «Да, я всегда был свободным человеком». И подумывает удалить шедевр со своей спины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рецензия на фильм «Дюна»